1 сентября откроет свои двери для учащихся новое учебное заведение в Дубне. Московский областной физико-математический лицей имени академика В.Г. Кадышевского.
Авторы концепции физмат-лицея ставят целью углубление и расширение базовой части образования для учеников, чтобы помочь им выбрать будущую профессию в области современных наукоемких технологий путем включения в исследовательские, прикладные и инженерно-конструкторские проекты с учетом индивидуальных особенностей и предпочтений.
Идейным вдохновителем является Объединенный институт ядерных исследований. Три года назад он выдвинул такую инициативу и при поддержке губернатора региона фактически взял под патронаж этот проект. Созданием комфортной поликультурной образовательной среды для лицеистов также будут заниматься Госуниверситет «Дубна» и Особая экономическая зона «Дубна».
Учредители физмат-лицея – Правительство Московской области и администрация городского округа Дубна.
Подготовка к открытию идет полным ходом. К концу марта в здании на ул. Блохинцева должны завершиться строительные работы. Их выполняет подрядная организация ООО «Арсенал-Строй». Стоимость госконтракта 185,3 млн рублей.
В январе стартовал открытый всероссийский конкурс на замещение вакантных должностей учителей и административного персонала. Желание преподавать в лицее выразили педагоги из Москвы, Кимр, Углича, Ханты-Мансийска, Белгорода, Истры, Минска, Архангельска, Домодедова, Запрудни...
Лицеисты будут учиться по трем специализациям: физико-математическая, информационно-технологическая и биолого-химическая. По плану, в 2021 году начнут обучение 200 человек, к 2024 году количество учеников возрастет до 360.
В чем разница между школой и лицеем? И ощущают ли ее родители? Об этом мы поговорили с жительницей Дубны Оксаной Сенько. Её дети учатся в лицее №6 имени академика Г.Н. Флерова.
– Вы видите существенные отличия методик преподавания в лицее, школе или гимназии?
– Я полагаю, вы имеете в виду не методики. Методика преподавания – это совокупность способов передачи знаний от учителя к ученику и организации процесса обучения. Выбор методики не зависит от статуса среднего учебного заведения. Он зависит от целей и задач обучения, от индивидуальных предпочтений преподавателя и особенностей учащихся.
Вы говорите о статусе. Статусы лицея, гимназии и школы в современной России определены нечётко, через степень углублённости изучения разных предметов. Считается, что лицей специализируется на точных, технических и естественных науках, а гимназия – на гуманитарных, но на практике разделение по этому принципу проводится не всегда и не настолько чётко.
В сущности, лицей и гимназия – это учебные заведения с углублённым изучением ряда предметов и с высоким рейтингом. Однако чаще всего лицей, в отличие от гимназии, имеет договор с вузом, который и определяет его специфику.
– Что изначально вкладывалось в понятие «лицей»? Оправдано ли это сегодня?
– Сначала лицеи существовали как привилегированные средние и высшие учебные заведения, которые готовили государственных служащих. В XX и XXI веке статус привилегированности, к счастью, постепенно теряет значимость (а формально и вовсе исчезает). На первый план выходит именно статус углублённого изучения предметов, целенаправленная подготовка к поступлению в профильный вуз.
Поэтому сейчас лицеи существует не для определённой социальной прослойки и не для ковки чиновничества, а для детей, желающих и способных изучать определённые предметы углублённо и продолжить свой путь в науке.
– Считается, что в Дубне много мест, где могут успешно работать выпускники вузов. Хотя реальную базу для научной деятельности и высокопрофессиональной инженерии представляет только ОИЯИ. Не может ли случиться так, что выпускники лицея им. академика В.Г. Кадышевского будут нацелены на продолжение учебы в Москве или вообще в других странах и не захотят возвращаться в Дубну?
– Это было бы прекрасно. Я считаю, что если школа даёт такой уровень образования, с которым ребёнок сможет поступить в лучшие вузы страны и мира, это пойдёт на пользу репутации и самой школы, и города. А для того чтобы дети захотели возвращаться в Дубну, город должен быть привлекательным для предпринимательской и научной деятельности и для проживания.
– Не получится так, что физмат-лицей, в который столько сил и средств вкладывает ОИЯИ, будет стартовой площадкой подготовки будущих толковых студентов для других организаций?
– Это может случиться, и даже должно так случиться. Все силы и средства ОИЯИ, которые он вкладывает в лицей, будут оправданы высокой репутацией школы. А захотят ли выпускники работать в ОИЯИ, зависит от ОИЯИ.
Газета "Дубненские известия"