Музыкант из Дубны Сергей Попов поделился воспоминаниями о рок-группе «Пульсары».
Группа прожила недолгую, но яркую жизнь. Такую же яркую, какой была жизнь её создателя, учёного-математика из ОИЯИ, кандидата наук и джазмена Бориса Гетманова.
Появилась она в 1971 году в ДК «Мир», Борис, наслушавшийся «цеппелинов», «битлов» и «пёрплов», рекрутировал в неё бывших участников бит-группы «Бриз» из ДК «Октябрь» Александра Люлина (гитара, бас-гитара), Владислава Пржегорлинского (бас-гитара, электроника), Николая Садовникова (ударные, скончался этой зимой) и Виталия Рыбакова (гитара, ударные, вокал). Плюс Павла Табунова (гитара, вокал) и Владимира Смирнова (гитара, вокал).
После нашего «Фобоса» (1967-1970) это была вторая дубненская группа, которая активно вносила в свой репертуар песни и композиции собственного сочинения.
Мало того. Осенью 1971 года она записала свою репетицию с этими песнями, и эта запись, которую Боря сделал на свою «Теслу», сохранилась. Это редчайший случай и артефакт для тех глухих времён, когда считалось, что мир музыки делится строго на сочинителей - которые, для того, чтобы их песни можно было исполнять публично, должны состоят в Союзе композиторов и Союзе писателей – и тех, кто их сочинения исполняет. Я не шучу, именно так: в Союзе композиторов и Союзе писателей. Причём, это правило особенно свирепствовало в профессиональной среде, в самодеятельности до определённого момента было проще.
Но Боря был человеком модным, продвинутым, смелым, талантливым и дико упрямым.
Поэтому для потомков сохранилась одна из первых записей русского рока как таковая и, что крайне важно, с композициями собственного сочинения – это вообще, редчайший случай. Названия и авторов найдёте в описании к видео.
Бориса все звали на западный манер Бобом. Боб знал о моём существовании, я в тот момент был в армии, у него были записи моих песен, «Пульсары» исполняли одну из них и она есть на записи – «Осень».
В феврале 1972, за 3 месяца до дембеля, мне дали 10-дневный отпуск. Виталик Рыбаков был моим близким другом, с Владом Пржегорлинским я даже играл некоторое время в «Бризе», поэтому естественно, что я посетил «Пульсаров», которые делили комнату с агитбригадой «Эхо», ей руководил мой папа. В армии я сочинил массу песен, штук 30, и Боб решил их записать. Помню, что это была та «Тесла», гитару и микрофон включили в «Регент-60» и сделали запись с линейного выхода, поэтому она неплохо получилась.
Бобу очень понравилось то, что я написал, и он сказал, что хотел бы меня видеть в группе после армии.
Так и получилось в мае 1972, хотя изначально я должен был играть в московской группе, которая тоже ждала моего дембеля.
Довольно быстро в «Пульсарах» прошла радикальная смена состава, теперь он выглядел так: Борис Гетманов – руководитель (27), Геннадий Петров – соло-гитара (23), вокал, Вячеслав Киров – ударные (23), Виталий Рыбаков – гитара-вокал (23), и я – бас-гитара, вокал (22). Приходил ещё офицер-саксофонист, служивший в военной приёмке на ДМЗ, но это было для джаза, который Боб продолжал любить и играть.
Как-то, когда Боб был в командировке, нам от директора принесли «анкету участника художественной самодеятельности», в которой, помимо понятных граф об образовании, работе и семье, была графа «национальность». Саксофонист тоже в это время был с нами, и когда мы задумались над анкетой Боба, какой же он нации – мы считали, что он еврей – саксофонист, которые был точно евреем, сказал: «Боб не еврей, он страшнее: он смесь еврея и украинца».
Тем, кто не понимает, зачем в этой анкете надо было заполнять графу «национальность», скажу: в эти годы началось массовое переселение советских евреев в Израиль, что вызвало дикую злобу у властей, которые начали их притеснять и гнобить. Например, у еврея практически не было шансов поступить в МВТУ или МИФИ.
…Обновлённые «Пульсары», с точки зрения исполнения и потенциала, были очень сильным составом – молодым, амбициозным, в котором трое были авторами. Мы играли как свои вещи, так и западные хиты, которые в те времена были школой рок-нролла для всех советских рокеров. Чаще всего это случалось на танцевальных вечерах в Малом зале ДК «Мир», где всегда был полный аншлаг.
Но нам сильно досаждало то, что Боб был слишком авторитарным лидером, не терпящим возражений и другого мнения. Мы с ним бились за каждую песню, за каждую ноту, и это было тяжело. Финал наступил в 1973, когда Боб ввёл штрафы за нарушения дисциплины. Точнее, за то, как он это понимал. И вот однажды на очередной репетиции он что-то эмоционально нам объяснил, а я сидел с бас-гитарой, включённой в усилитель, и машинально выкрутил ручку громкости. Раздался щелчок в колонках, и я тут же получил штраф в размере 50 коп (стоимость 2 чашек кофе и «эклера» в кафе ДК по тем временам). Это вызвало крайнее неудовольствие не только у меня, но и остальных – штраф за такой пустяк. Мы собрались без Боба, уже не помню, где, и решили, что сможем прекрасно обойтись и без него, терпеть его диктат и безапелляционность не было сил. С тем и пошли к руководству ДК, которое вынесло решение в пользу коллектива: видимо, Боб и их чем-то достал. Так появилась группа «Облака»: всё те же, но без клавиш и с Геной Петровым во главе. А Боб тем временем создал новую группу. Причём, это было фантастическое действо для советских времён. Басиста и барабанщика, весьма толковых, он привёз, кажется, из Воскресенска. Устроил их на работу в ОИЯИ (!), выбил общагу на Моховой (!!) и каким-то чудом добыл через комитет ВЛКСМ института помещение для репетиций в этом же ДК и аппаратуру (!!!). Те, кто помнит, как было трудно в СССР с работой в другом городе и пропиской, оценят титанизм и успешность его усилий. И группа (не смог вспомнить её название), кстати, играла неплохо, хотя с точки зрения репертуара сильно нам уступала.
В 1974 администрация ДК, которой ни к чему было содержать две рок-группа, решила слить их в один. Так появилась «Легенда», но это уже другая история.
Как бы там ни было, Боб научил меня, что нет таких трудностей, какие нельзя преодолеть.
И вообще, он был неординарной и талантливой личностью.
https://www.youtube.com/watch?v=UUhdPqoWaeg&fbclid=IwAR2kEzBNc_NHC7Kx3xBodngd2LcXDcpSGCIQmXedAm60H2eJd3B0B_A3hjk