Дубна со всех сторон: глобально, локально, индивидуально

Цифровой ОИЯИ

31 марта 2023
Цифровой ОИЯИ
Введена в тестовую эксплуатацию Цифровая экосистема Объединенного института ядерных исследований (JINR Digital Ecosystem) – платформа, которая обеспечивает доступ к сети информационных сервисов ОИЯИ. Сюда входят как научные, так и административные сервисы: от ресурсов для пользователей базовых установок до регистрации персонального компьютера в сети ОИЯИ или смены пароля от почтового ящика, заказа справок и выписок онлайн. Войти в систему можно с сайта jinr.ru (раздел «Цифровой ОИЯИ»). Научный руководитель Лаборатории информационных технологий ОИЯИ Владимир Кореньков рассказал о создании и будущем масштабном развитии системы, о том, как она сможет экономить рабочее время сотрудников и о том, для чего Институту цифровой двойник.

– Владимир Васильевич, расскажите, пожалуйста, почему внедрение этой системы важно для Института?

– Основная предпосылка создания Цифровой экосистемы ОИЯИ – то, что Институт постепенно должен прийти к безбумажному документообороту. Хождение по кабинетам и получение разного рода виз отнимает много времени и сил. Во-вторых, много информации дублируется. Одни и те же списки могут создаваться в разных подразделениях Института и каждый раз заново. В-третьих, в ОИЯИ сейчас существует ряд информационных систем, которые не связаны между собой и в которых нет единой архитектуры, подхода.

Появилась идея соединить между собой системы, работающие на разных платформах, так, чтобы они составляли единую среду. При этом, чтобы уведомления от разных сервисов были собраны в одном месте. При входе в систему человек может сразу увидеть все свои задачи и отреагировать.

– Кто сможет пользоваться системой?

– Часть сервисов открыта для всех. Полными возможностями системы могут воспользоваться сотрудники ОИЯИ и ассоциированный персонал. При поступлении на работу каждый сотрудник получает учетную запись Single Sign-On — SSO — технологию единого входа. Эта учетная запись позволяет зайти в Цифровую экосистему ОИЯИ. В идеале, после того как пользователь зарегистрировался, он должен любые справки, информацию, любую заявку получить, не ходя по кабинетам. Пока до этого еще далеко, но первые шаги сделаны. Мы поставили себе цель постепенно решать все эти задачи.

Разумеется, не ко всей информации будет общий доступ. Будут предусмотрены разные уровни доступа. Есть персональные данные, а также кадровая, технологическая информация, которая будет доступна только тем, кто имеет на это право.

Мы постарались сделать интерфейс системы интуитивно понятным, чтобы не нужно было даже читать никаких инструкций. Набор сервисов очень легко настраивается под конкретного пользователя, в итоге в стартовом окне системы отображаются только те сервисы, которые нужны.

Вводя Цифровую экосистему в опытную эксплуатацию, мы должны, с одной стороны, популяризировать ее применение среди сотрудников, с другой стороны, — приучить их к определенной корпоративной культуре. Здесь критически важна информационная безопасность. Поэтому каждый сотрудник и каждый пользователь системы должен будет пройти курс обучения и сдать тест по основам кибербезопасности.

– Предусмотрена ли обратная связь от пользователей о работе системы?

– Да, это уже реализовано и активно работает. Обратная связь нам действительно важна. До сентября планируется накопить отзывы пользователей с тем, чтобы выстроить приоритеты в реализации и развитии сервисов. Результаты опытной эксплуатации будут представлены на следующем заседании Ученого совета ОИЯИ.

– Что уже сделано к моменту пробного запуска?

– Мы проработали архитектуру экосистемы, приведя к общему стандарту те системы, которые уже работали. В первую очередь сетевые сервисы. Раньше надо было по каждому случаю идти в сетевую службу. Теперь пользователь сможет поменять пароли, создать новый VPN, подписаться на рассылки, зарегистрировать свой компьютер онлайн. В некоторых сервисах пользователь получает ответ на запрос после модерации.

Сейчас у каждого сотрудника ОИЯИ несколько личных кабинетов в системах, в которых он работает. Цифровая экосистема – это единое окно в них. Всё собрано в одном месте по одному логину: кадровая, финансовая информация, заказ различных административных справок. Причем это как общие, так и научные, и административные сервисы. В обозримом будущем это позволит существенно уменьшить количество согласований и хождений с бумагами.

В систему включено множество разных блоков. Многие связаны с системой электронного документооборота, с закупками, документами и согласованием. Но не только. Там есть диссертационные советы, система поддержки экскурсий, публикационная активность, работа коллабораций, программное обеспечение, библиотеки программ.

Также в Цифровой экосистеме вы найдете интерактивную карту площадок ОИЯИ: корпуса, кабинеты, автобусы, точки питания и т. д. В будущем через экосистему можно будет узнать местонахождение другого сотрудника – в каком корпусе он работает и где этот корпус находится. В корпусе ЛИТ это уже реализовано, готовится ЛФВЭ. В планах — оцифровать каждый корпус, вплоть до того, чтобы можно было отследить, в каком помещении у какого сотрудника какого года оборудование.

С помощью цифровых сервисов можно будет решать насущные проблемы. Например, во время земляных работ на техплощадках Института повреждаются коммуникации: обрывается оптический кабель, прорывается труба и так далее. Причина в том, что зачастую много технологических систем переплетаются в одном месте. Используя Цифровую экосистему перед проведением таких работ, можно проверить расположение инженерной инфраструктуры, и не просто на бумаге, а в виде 3D-схемы.

– И если была проложена новая магистраль, это тут же отобразится в системе? Как быстро и часто она будет обновляться?

– С этим нам предстоит еще много работы. Система только тогда «живая», когда она обновляется, когда в нее постоянно добавляется новый контент. Если сотрудник сменил рабочий кабинет или подразделение, ему надо оперативно отразить это в системе. И это тоже часть новой корпоративной культуры, которой нам всем надо учиться.

– Планируется ли в будущем встроить в интерактивную карту что-то вроде навигатора, который помогал бы простроить маршрут на наших технических площадках?

– Это уже практически сделано. Задача поставлена и в течение месяца будут первые результаты. Информационная система меняется каждый день. В карту будут включены маршруты автобуса, стоянки, пункты питания.

– Каковы планы по развитию системы?

– Мы создаем систему управления нашим вычислительным комплексом, инженерной инфраструктурой Института. Конечно, очень многое мы хотели бы сделать для автоматизации деятельности научных коллабораций. Это касается и программного обеспечения, и публикаций, и режима коллективной работы пользователей. Например, чтобы запустить ускоритель, вся информация коллаборации должна быть прозрачной для всех групп эксперимента. Но сейчас разные группы одной коллаборации зачастую не обладают достаточной информацией друг о друге.

Кроме этого, мы видим потенциал Цифровую экосистемы в том, чтобы включить в нее еще и аналитику, которая будет касаться всей нашей институтской жизни: публикаций, научных результатов, командировок, среднего возраста персонала и так далее. Мы будем смотреть, как разные параметры меняются во времени и сможем делать прогнозы, куда нам лучше двигаться, как проводить свою политику: кадровую, финансовую, техническую. Это позволит принимать оптимальные решения и делать работу Института все более эффективной.

– Чем это будет отличаться от системы monitoring.jinr.ru, где тоже есть показатели по возрасту персонала, публикациям?

– Эти показатели вводятся вручную. Мы же стремимся к тому, чтобы большинство показателей стали частью системы и определялись из сервисов автоматически.

Вторая наша мечта – это создание цифрового двойника ОИЯИ — виртуальной модели работы организации. Это очень амбициозная задача, до ОИЯИ из научных организаций это еще никто не делал. Существует понятие «цифровой двойник технической системы», например, при конструировании самолетов. Двойник позволяет анализировать нагрузки и другие параметры, и только после полного анализа делается реальный самолет. И такой двойник нужен не только на этапе проектирования – цифровой двойник будет сопровождать весь жизненный цикл системы. Если мы видим проблемы в реальности, то при его помощи можно будет их проанализировать, спрогнозировать и внести изменения, провести оптимизацию.

– Можно ли будет его совместить с аналитической системой, с живыми данными?

– Цифровой двойник можно будет реализовывать, только после введения в эксплуатацию экосистемы и внедрения в нее автоматической аналитики. Смысл двойника в том, чтобы он в каждый момент времени полностью соответствовал реальному Институту. Только тогда с его помощью можно будет решать серьезные управленческие задачи.

Мы в начале пути. Сейчас в системе существует несколько десятков сервисов, и это число будет расти. Поэтому наша ключевая задача здесь – создать единую сервисную интеграционную шину, чтобы системы можно было подключать и интегрировать друг с другом. Необходимо, чтобы информация из разных подсистем передавалась по всем сервисам. Это важно как для глобальных задач, так и более насущных. Например, чтобы пользователи по запросу могли получать автоматически создаваемые списки. Сейчас в любой лаборатории очень много списков у кадровиков, бухгалтерии, секретарей – это одни и те же документы, каждый раз набираемые заново в ручном режиме. При этом при ручном наборе может вкрасться ошибка.

– Есть ли возможность разворачивать опыт экосистемы ОИЯИ в институтах стран-участниц?

– Да. Уже есть договоренность о первой интеграции Цифровой экосистемы ОИЯИ с университетом «Дубна» – это будет первый опыт переноса части сервисов на новую площадку, а также интеграции в нее сторонних подсистем.

По информации ОИЯИ




Яндекс.Метрика