Портрет наукограда в рассказах местных учёных представили журналисты «Кота Шрёдингера». Авторы - участники мастерских репортажа и фоторепортажа «Летней школы-2016».
Попадая в Дубну, ты словно оказываешься на грандиозной научной конференции: что ни улица — имя великого учёного. Почти все они жили здесь и работали в Объединённом институте ядерных исследований (ОИЯИ). Благодаря им этот городок в советские годы стал легендарным местом, где было сделано больше половины отечественных открытий в области ядерной физики.
Но какими людьми были эти выдающиеся учёные? Во что они верили, что ценили и любили, как принимали решения, как общались с окружающими? Как вообще протекала жизнь в советской Дубне?
Эту живую историю не найдёшь ни в школьных учебниках, ни в энциклопедиях. Впрочем, многое могут рассказать нынешние обитатели наукограда — ученики тех, чьи образы и имена запечатлены в памятниках и названиях улиц. Они, так же как и их наставники, работают в ОИЯИ и создают современную историю Дубны, которая по сей день остаётся крупнейшим в России центром по синтезу и изучению трансурановых элементов.
Журналисты «Кота Шрёдингера» отправились в наукоград и несколько часов гуляли по его улицам с местными физиками, беседуя о прошлом, настоящем и убеждаясь в том, что важные события могут происходить не только в кабинетах института, но и на набережной Волги, на концертах бардов и во время посиделок на даче.
Прогулка первая
«Великому учёному и веру могли простить»
Учёный: Геннадий Ососков — доктор физико-математических наук, выпускник МГУ им. М.В. Ломоносова, главный научный сотрудник лаборатории информационных технологий ОИЯИ, автор около двух сотен научных публикаций и… известный в Дубне поэт. В институт пришёл больше пятидесяти лет назад. С тех пор работает в одной и той же лаборатории, которая за это время сменила несколько названий и руководителей. Его первым начальником и наставником был знаменитый советский физик Михаил Мещеряков. Всю жизнь Ососков помимо физики и математики занимался общественной деятельностью — был одним из организаторов знаменитых концертов бардов в Дубне.
Встречаемся на пересечении улиц Векслера и Ленинградской. Идём прямо до улицы Флёрова, потом налево, к памятнику Михаилу Мещерякову — основателю и первому директору Института ядерных проблем в Дубне.
— Эти четырёхэтажки построили болгары после открытия ОИЯИ в 1956 году. Институт учредили сразу одиннадцать государств, и для участия в нём нужно было платить взносы. Не у всех стран на это были деньги — они помогали строительством. Помню, как росли эти дома, буквально на глазах. Хорошие получились, — Геннадий Ососков с ностальгией глядит на низенькие многоквартирники. На торцах некоторых растянуты плакаты: «Наукоград Дубна приветствует вас!», «60 лет наукограду Дубна».
— А вон в том доме, что повыше — башню видите? — показывает учёный, — там я живу. Раньше мы с женой принимали целые делегации учёных. Они жили у нас семьями, в том числе иностранцы.
— И знаменитости среди них были?
— Конечно, раньше в Дубне было много и научных звёзд, и артистов. Сейчас многие повымерли.
Постояв у памятника Михаилу Мещерякову, идём по аллее к набережной Волги.
— Мещеряков фактически построил Дубну, больше него для города никто не сделал! — Ососков кивает на мощного мужчину со строгим взглядом, отлитого из бронзы и восседающего на такой же бронзовой лавочке. — Обидно, что в его честь названа только половина улицы: одна половина Мещерякова, другая — Инженерная.
— Вы с ним работали?
— Он мой бывший начальник, авторитарный был. В ту пору, когда он был директором Института ядерных проблем, все в городе его слушались. Если он собирался в кинотеатр и опаздывал, без него просмотр не начинали. Он был человеком потрясающей эрудиции, цитировал каких-то мудрецов — с ним было жутко интересно. Но кто-то на него составил бумагу: мол, «не годится в директора». Его сместили и сделали начальником группы. Через какое-то время, так как Мещеряков имел огромный организаторский опыт, его назначили директором только что созданной лаборатории автоматизации и вычислительной техники в структуре ОИЯИ. Я как раз пришёл туда работать.
— Вы, наверное, тоже с его строгостью не раз сталкивались.
— Коне-е-ечно! Как-то раз он отправил меня как знающего немецкий в Германию, чтобы купить там американскую вычислительную машину и научиться на ней работать. После обучения мне выдали сертификат на английском, где было написано: «Ososkov learned to operate a machine». Я английский тогда знал плохо, а наши дубнинские умельцы перевели это как: «Ососков научился управлять автомобилем». Как Мещеряков кричал! — смеётся Геннадий. — Грозил мне пальцем: «Я тебя зачем туда отправлял?!» Тогда я выучил английский и потом часто помогал коллегам с переводами.
— И правда жёсткий начальник. Удивительно, что вы о нём с такой нежностью и уважением отзываетесь.
— Этот человек очень круто менял мою жизнь. И всегда в позитивном смысле. Однажды он вызвал меня и говорит: «Мы решили делать автомат для считывания информации с плёнок, с экспериментальных данных. В ЦЕРНе (Европейская организация по ядерным исследованиям близ Женевы) такой уже есть, вы должны поехать и научиться». Я тогда растерялся: «Как же так, я никогда в жизни этим не занимался!» Ответ Мещерякова был прост: «Вот и займётесь». В итоге до сих пор над этим работаю. И счастлив.
— А по-дружески вы общались или только как подчинённый с начальником?
— Мы дружили, и наши жёны дружили. Он жил в коттедже недалеко от меня, часто нас с супругой в гости приглашал. Он же фантастической судьбы человек! Единственный советский физик, который присутствовал в 1946 году на атолле Бикини, когда американцы испытывали атомную бомбу. Всем учёным-наблюдателям подарили проектор и ленту, на которую был снят взрыв. Он нам этот фильм у себя дома показывал.
Гуляем по набережной Волги.
— Воднолыжный спорт у нас и сейчас популярен. Хорошо! — Ососков щурится от бликующего на воде солнца.
— А как давно дубнинцы начали им увлекаться? Мне казалось, это относительно новое развлечение.
— О, у нас здесь моду на водные лыжи ввёл знаменитый Бруно Понтекорво — прекрасный советский физик итальянского происхождения. Есть забавная история, с ним связанная. В 1964 году в городе проходила первая международная конференция, куда приехало много иностранных учёных, в том числе коллеги Бруно Максимовича, как его тут звали. И вот он захотел показать всем, какой он крутой. Встал на водные лыжи, а катер так сильно дёрнул, что у Бруно позвоночник повредился. От страшной боли он потерял сознание и начал тонуть. Но потом очнулся, стал барахтаться. Над ним смеются: «Лихой Понтекорво, вот и показал класс!» А мы с женой тогда недалеко на лодке катались. Инна увидала испуганное лицо Бруно, прыгнула в чём была в Волгу и вытащила его. Потом они очень подружились, жена хорошо знала итальянский. Тут недалеко есть памятник ему и Венедикту Джелепову — двинемся туда.
Проходим мимо памятника Владимиру Высоцкому и дома культуры «Мир». Поворачиваем направо, к памятнику Бруно Понтекорво и Венедикту Джелепову.
— В молодости я был председателем совета этого ДК. Мы следили, чтобы деньги, выделенные ОИЯИ на культуру, расходовались правильно. Я пел тут в академическом хоре. Мы постоянно ездили в Москву на концерты, и к нам с гастролями часто приезжали.
— Какие гастролёры вам больше всего запомнились?
— Однажды была у нас на экскурсии в институте актриса Галина Волчек. Мы тогда установили на ЭВМ программу «Элиза», это был один из первых экспериментов с псевдоинтеллектом. Программа слушала человека и потом — у неё была большая база данных — отвечала вопросом на вопрос, как в Одессе. Волчек стала задавать вопросы, «Элиза» ей отвечала и очень быстро втянула в разговор о себе. Актриса была убеждена, что с ней человек говорит.
— Ничего себе!
— Ага, у нас вообще была необычайно активная социальная жизнь до перестройки. Мы собирались лабораторией по любым поводам. Делали театральные постановки на злобу дня. Я писал для них стихи.
— А песни не писали? У вас же тут всегда очень любили бардов, да и барды Дубну обожали.
— Их много бывало, это правда. Высоцкий несколько раз к нам приезжал. Он тогда ещё не был особо известным. Пел в основном блатные песни. Я всех приезжавших бардов записывал на магнитофон, возил потом в Швейцарию, в ЦЕРН — западных коллег просвещал. Визбор бывал неоднократно, хорошие песни пел Евгений Клячкин.
Подходим к памятнику Понтекорво и Джелепову.
— Мне очень нравится эта композиция: учёные здесь похожи на себя, — довольно улыбается наш проводник. — Кстати, с Бруно последний раз я встречался в Риме, когда он ездил навестить родных. К тому времени он уже был болен Паркинсоном.
— Понтекорво, судя по всему, перемещался только на велосипеде? Не зря ведь он даже в бронзе с ним запечатлён.
— Конечно! Весь город был на велосипедах. До последнего времени я тоже ездил на нём, сейчас ноги болят.
Шагаем по улицам Мира и Академика Балдина. Добираемся до храма Похвалы Пресвятой Богородицы на берегу реки Дубны. Начинается дождь. Геннадий Ососков предлагает спрятаться под сводами храма — бежим к укрытию.
— После революции на месте этой церкви, точнее, прямо в её здании была ремонтная база МТС (машинно-тракторная станция. — «КШ»). И чтобы тракторы с комбайнами могли сюда заезжать, в стене сделали большой проём. Потом тут была столовая пионерлагеря и что-то ещё. Не было даже рам в окнах.
— Когда её реконструировали?
— В конце 1980-х возникла у правительства мысль церковь реставрировать. Я участвовал в той комиссии, предлагал устроить концертно-выставочный зал, — рассказывает Геннадий. — Провели референдум, и народ Дубны проголосовал, чтобы здесь была нормальная церковь. Но если бы тогдашний директор ОИЯИ академик Николай Боголюбов не дал своё благословение, её бы не было. Это тот самый, которому стоит памятник у Дома учёных. А на фасаде церкви есть табличка с благодарностью Боголюбову.
— Дал благословение?
— Он верующим был всю жизнь. Деньги от государства были мизерные — только стены восстановить. Институт дал очень много на внутреннее убранство. Люди принесли невероятное количество спрятанных по домам икон, хватило с лихвой.
— У вас в ОИЯИ много верующих было?
— Нет. Это было запрещено. Все были партийные. Только Боголюбов плевать на всё хотел. Но такому великому учёному даже в советские годы веру могли простить.
Журналист: Анастасия Бикяшева
Фотограф: Егор Ступин
Опубликовано в журнале «Кот Шрёдингера» №10 (24) за октябрь 2016 г.