Дубна-inform

Омоложение науки

00:11 29.01.2018

С 2006 года количество ученых в России сократилось, но молодых среди них стало больше. Свыше 40% исследователей не исполнилось 40 лет, пятая часть не достигла 30, отмечается в докладе НИУ ВШЭ «Российская молодежь: образование и наука»*.

Возрастной баланс

В 2006-2015 годах число ученых в РФ уменьшилось на 2,4%. Особенно (на треть) – в возрасте 40-59 лет. При этом старших (от 70 лет) и молодых (до 30-ти) прибавилось.

Истоки «провала» средних возрастов и положительной динамики старших, авторы доклада видят в 1990-х:

в первом случае это отголосок резкого сокращения численности работников науки: «В то время наблюдался интенсивный отток кадров, особенно молодых (60% ученых, уволившихся из академических институтов в 1991–1993 годах, не достигли 40 лет), а падение престижа науки не способствовало приходу в нее тогдашних выпускников. Соответственно, в 1990–2000-е сократилось число исследователей до 39 лет, что через два десятилетия  сказалось на количестве ученых в возрасте 40–59 лет»;

во втором – наоборот, следствие верности профессии: «Ученые, имевшие в 90-е годы сложившуюся научную карьеру, например, доктора наук (в то время им было 40-50 лет), не покинули науку тогда и продолжают активно работать сейчас».

Что касается прироста младшей группы, его связывают со стабилизацией ситуации в науке в 2000-е: «Научная карьера стала более привлекательна для молодёжи: за последние 5 лет ежегодно от 11 до 13 тысяч человек после окончания вуза поступали в организации, ведущие исследования и разработки (для сравнения показатель 1995 года – меньше 7 тысяч)».

В результате этих процессов «возрастная структура научных кадров существенно изменилась, исчез ярко выраженный перекос в сторону старших, сфера исследований становится моложе». Признаками омоложения можно считать:

  • рост доли исследователей до 30 лет: 17% (2006 г.) – 20,2% (2015);
  • рост доли исследователей 30-39 лет: 13,1% (2006 г.) – 22,7% (2015);
  • снижение среднего возраста ученых: с 48-49 лет (2000-е годы) до 47 лет (2013-2015).

Тренд повышения доли молодых устойчивый, с 2013 года она стабильно превосходит 20%.

В ожидании аспирантов

Во многом благодаря росту числа молодых сотрудников с ученой степенью с 2006 по 2015 год среди российских исследователей стало больше кандидатов и докторов наук.

В 2015-м около 31% кандидатов наук были моложе 40 лет. Это почти двукратное увеличение с 2006 года.

Прогнозировать, сохранится ли такая тенденция, сложно. «Динамика численности исследователей тесно связана с динамикой подготовки кадров высшей квалификации, а количество аспирантов уменьшается», поясняется в докладе.

С 2011 года численность обучающихся в аспирантуре ежегодно сокращалась примерно на 9 тысяч человек (в 2011-м – 156 тысяч, в 2015 – около 110 тысяч). Происходило это в основном за счет молодёжи до 30 лет.

Снижение общего количества аспирантов отразилось и на показателях выпуска из аспирантуры: с 2013 года выпускников стало меньше на 25%.

Самые популярные области научных исследований молодежи – естественные и технические науки. В первой сфере специализируются около трети (30%) обладателей ученых степеней моложе 30 лет. Во второй – 28,3%. Самая «возрастная» отрасль – сельскохозяйственные науки, в ней молодых ученых всего 3,3%.

Молодые наиболее мобильны в своей сфере. Они чаще участвуют в международной научной деятельности – проходят стажировку в зарубежных организациях. Более того, стремятся повышать квалификацию именно за границей.

Они в большей степени индивидуалисты и ценят независимость – проявляют меньший интерес к работе в коллективе единомышленников и в составе научной школы, чем их старшие коллеги. При этом осознают важность повышения квалификации и совершенствования знаний и навыков для максимальной реализации своего потенциала и карьерного роста.

В отличие от других возрастных групп среди молодежи меньше тех, кто начал научную карьеру ради служения обществу (12,3% ученых до 29 лет и 18,3% – старше 30 лет), но больше – выбравших профессию исходя в первую очередь из личного исследовательского интереса.

* Доклад основан на результатах четырех социологических обследований, проводимых НИУ ВШЭ:мониторинга экономики образования, мониторинга инновационного поведения населения,мониторинга рынка труда научных кадров высшей квалификации, исследования качества приема в российские вузы, а также данных федерального статистического наблюдения.

Оставить комментарий