Дубна-inform

Запрет — с 1 июня

00:04 01.06.2014

Курильщики по всей России и в Подмосковье с 1 июня столкнутся с серьезными ограничениями: нельзя будет «дымить» в кафе и ресторанах, а магазины вынуждены «спрятать» сигареты с глаз покупателей.

Корреспондент портала «В Подмосковье» опросил все заинтересованные стороны и попытался выяснить, способен ли запрет заставить курить меньше и улучшить здоровье граждан, насколько заведения, магазины и сами курильщики готовы соблюдать закон, и чего опасаются табачные компании.

Что нельзя делать с 1 июня

С 1 июня 2014 года вступают в силу ограничения на продажу табачных изделий и курение согласно федеральному закону №15 «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака». К вокзалам, больницам, аэропортам, где запрещено курить с 2013 года, добавился общепит.

Нельзя будет курить в общепите (в ресторанах, кафе, барах), в том числе кальян. По закону в заведениях можно оборудовать специальные места курения с вентиляцией, где курильщики не будут мешать некурящим людям.

Кроме того, магазинам запретят делать открытую выкладку сигарет на прилавок – только прейскурант, который может висеть рядом с кассой или предоставляться по требованию покупателя. Продажа сигарет в киосках запрещается.

Менеджеры заведений готовы к вступлению в силу антитабачного закона: они уберут пепельницы, при необходимости прочистят воздуховоды. В то же время в кафе и барах признают, что запрет сильно «ударит» по привычкам посетителей, ведь 80% из них курят за столиками.

При этом спрогнозировать, насколько запрет на курение повлияет на посещаемость, пока невозможно. Некоторые отмечают, что «мы живем в России», и еще неизвестно, будут ли все рестораны и бары строго соблюдать запрет.

С глаз долой!

Опрошенные ритейлеры заявляют о готовности соблюдать новые условия продажи сигарет, но дают разные прогнозы по снижению продаж.

«К 1 июня 2014 года мы закрываем визуальную презентацию сигарет: убираем блоки из торгового зала, в отдельных помещениях продаем сигареты по прайсу утвержденного формата, закрываем шторками выкладку и затемняем стеклянные витрины с табаком», — поясняют в пресс-службе сети гипермаркетов «Глобус» (магазины в Щелково, Красногорске, Королеве, Климовске).

Представители сети «Дикси» добавляют, что в ряде магазинов закрытая торговля ведется уже около двух недель, и продукция располагается в закрытых диспенсерах, а прайс-листы находятся в кассовой зоне.

При этом в «Глобусе» уверены, что запрет сыграет на снижение объемов продаж. «На следующий финансовый год мы запланировали падение 30% от объема оборота табачной продукции в этом году», — отмечают в пресс-службе сети.

В «Дикси», напротив, уже по опыту двух недель констатируют, что исчезновение сигарет из поля зрения покупателя не снижает их потребление.

«По отраслевой статистике, 80% покупателей осуществляет покупку сигарет не путем изучения витрины, а «с голоса», то есть просто просят кассира продать им привычную марку. Мы не ожидаем снижения оборота, напротив, возможен незначительный рост трафика за счет покупателей, раньше приобретавших сигареты в нестационарных объектах торговли, которые не смогут продавать табачный ассортимент с 1 июня. Но опыт подсказывает, что от начала действия ограничения до первых результатов проходит до нескольких месяцев», — объяснил представитель «Дикси».

Продажа сигарет в торговом киоске

Опрошенные производители – основные игроки табачного рынка России – считают, что судить об эффекте можно будет только после введения запрета, а также предостерегают, что ограничения спровоцируют рост объемов нелегальной и поддельной продукции, а также «ударят» по киоскам и барам.

«Ограничения на продажу сигарет в киосках приведет к тому, что владельцам табачных ларьков придется либо вложить большие деньги, чтобы переоборудовать киоск в павильон или открыть магазин, либо потерять деньги и выйти из бизнеса. С такой проблемой могут столкнуться более 100 тысяч небольших торговых точек по всей стране», — говорит директор по корпоративным отношениям «БАТ Россия» Александр Лютый. В компании также предвидят появление «бабушек-лоточниц».

«Мы это уже проходили: закроется киоск, зато появится бабушка с лотком. А какие сигареты она будет продавать, настоящие или поддельные, неизвестно. Будет ли она спрашивать паспорт у покупателей – вряд ли. Непонятно, как это согласуется с основной задачей закона – бороться за здоровье населения», — уверен собеседник портала.

«Опыт многих стран, в частности, Великобритании, Хорватии, Австрии, Болгарии, Германии говорит о негативных последствиях запрета курения в общественных местах для ресторанного бизнеса. К примеру, в Великобритании после введения запрета в течение нескольких лет закрылось более 5 тысяч пабов», — говорят в пресс-службе табачного производителя JTI.

Табачники уверены, что после сокращения официальных каналов продаж на их место придут неофициальные.

«В России объем табачного рынка постепенно снижается, среди основных причин – резкое повышение акцизов, общее замедление темпов роста российской экономики и значительный дисбаланс цен на табачную продукцию между странами Таможенного союза, который влияет на развитие нелегального рынка», — уточняют в пресс-службе JTI.

Полный текст — на портале «В Подмосковье»