Дубна-inform

Флаг Дубны в Антарктиде

08:34 01.05.2020

На другом конце планеты, в 14 тыс. км от Дубны, Сергей Федоров развернул флаг родного города.

12 апреля 2020 года, в 12:25 по московскому времени, в штормовых условиях научно-экспедиционное судно «Академик Федоров» Росгидромета вошло в район береговой барьерной базы станции «Новолазаревская». 14 апреля, используя возникшее погодное окно, с борта корабля поднялся вертолет Ка-32, доставивший зимовочный состав 65-й Российской антарктической экспедиции на станцию «Новолазаревская». В составе экспедиции на станции высадился и наш земляк — дубненец Сергей Федоров. Впереди год научной работы. О целях и задачах экспедиции, своем пути, приведшем в экспедицию, и впечатлениях Сергей рассказал в беседе в дистанционном режиме через сеть Интернет.

Родной город

— Сергей, несколько слов о себе.

— Родился в Дубне в 1995 году, окончил школу №9, в 2010 году поступил в колледж университета «Дубна», окончил его в 2013 году по специальности «оператор ЭВМ» и поступил в университет «Дубна» на кафедру общей и прикладной геофизики. В ноябре 2013 года был призван в армию, проходил службу в военной части особого назначения ГРУ Генштаба. В 2019 году окончил университет и получил диплом горного инженера-геофизика.

— Выбор специальности был осознанный, почему именно геофизика?

— В большей степени да. Хотя, конечно, не без юношеской романтики, которая не покидает меня и теперь. Мне хотелось иметь специальность, которая бы позволила увидеть мир, заниматься исследованиями, прикоснуться к чему-то неизведанному, нравилось заниматься с техникой. На выбор профессии повлиял и привитый со школы интерес к естественно-научному направлению и технике, когда я занимался в планерном кружке центра дополнительного образования «Дружба» под руководством В.М. Цупко. Он старался дать нам не только азы знаний по авиационным дисциплинам, но и в целом, как устроен мир, как его познают с помощью науки. Мы проводили опыты, строили своими руками авиамодели и даже настоящий учебный планер. В общем, ставил «на место» наши головы и руки, за что ему большая признательность. Вообще для профориентации в школе дополнительное образование играет важную роль.

Потом, учась в университете, уверенность в правильности выбора специальности только укреплялась. Замечательный коллектив преподавателей кафедры под руководством легендарного д.т.н, профессора О.Л. Кузнецова смог «втянуть» в учебу, заинтересовать. Да и выездные практики в университете: в 2015 году — геологическая практика в Крыму, в 2016 году — на геофизическом полигоне МГУ в Калужской области, в 2017-2018 году — в службе телеметрии на буровой в Нижневартовске, позволили окунуться в свою будущую специальность, прочувствовать, что это «мое».

И конечно, большую роль в том, чтобы развиваться в выбранной профессии, сыграл мой научный руководитель и наставник в университете д.т.н., профессор М.С. Хозяинов. Выполненная мной под его началом научно-исследовательская работа заняла первое место в конкурсе докладов на секции «Геология» на Международной конференции молодых учёных и студентов «Ломоносов- 2019» в МГУ. Под его руководством я писал и успешно защитил диплом.

Дубна — Санкт-Петербург

— Вы сотрудник Арктического и антарктического научно-исследовательского института (ААНИИ) Росгидромета в Санкт-Петербурге. С чем был связан выбор места работы?

— Институт открывает большие возможности заниматься не только наукой, но и увидеть мир. Локации, где ведет свои исследования институт, очень разнообразны: от высоких арктических широт до самой Антарктиды. Институт занимается изучением проблемы изменения климата, изучением воздействия небесных тел на земную жизнь и другими актуальными вопросами. Это место, которое полностью соответствовало моим ожиданиям, с момента выбора кафедры геофизики.

— Как получилось попасть в антарктическую экспедицию?

— Все довольно прозаично: я отправил резюме на почту института, меня вызвали в институт для личной беседы, предварительно запросив характеристику из университета и рекомендательные письма с кафедры. В резюме я изложил свое желание попасть в экспедицию. По результатам собеседования меня приняли на работу в институт и удовлетворили мою просьбу зачислить в экспедицию.

— Какие особые критерии нужны, чтобы попасть в экспедицию?

— Всем, кто собирается отправиться на антарктические станции, предстоит пройти довольно строгую медицинскую комиссию. Это и понятно, попасть с серьезными заболеваниями на станцию — это серьезный риск как для самого человека, так и для людей, участвующих в спасательных операциях в сложных условиях, срыв возложенных на тебя задач. Эвакуация с тех мест — дело непростое и затратное. Поэтому в общих интересах, чтобы член экспедиции был физически и психологически здоров.

Тем не менее, случаи, когда человек серьезно заболел и ему не смогли оказать необходимую медицинскую помощь на станциях, случаются. По пути на «Новолазаревскую» наше судно «Академик Федоров» с 7 по 9 апреля, ломая лед, пробивалось в район японской станции Сёва, с которой на борт судна была эвакуирована для дальнейшей доставки в Кейптаун заболевшая участница экспедиции и сопровождающий ее врач. Взаимовыручка в Антарктиде критически важная вещь.

И конечно, необходимо иметь специальность, актуальную для проводимых на станции исследований. Кроме ученых и инженеров, на арктических станциях требуются водители гусеничных тягачей, мотористы, обеспечивающие работоспособность дизельных электростанций, врачи и другие специалисты, обеспечивающие жизнедеятельность станции. Так что шансы осуществить свою мечту — попасть в Антарктиду — есть.

— Проходили ли вы подготовку перед экспедицией?

— Да, конечно, до начала экспедиции в институте идет подготовка по программе исследований, знакомству с научной аппаратурой, на которой предстоит работать.

Кроме того, проходит морская подготовка, которая включает в себя медицинскую подготовку, спасение на воде, тушение пожара на корабле, меры противодействия захвату корабля пиратами, стропальное дело и многое другое. Подготовка довольно обширная, по результатам вручается международное удостоверение моряка. На время плавания каждый член экспедиции прежде всего моряк, член команды корабля.

Экспедиция. Санкт-Петербург — Бремерхафен – Кейптаун — Антарктида

— Расскажите, каким был переход до Антарктиды?

— 14 января 2020 года, в 22:46, от причала Морского торгового порта Санкт-Петербурга отправилось наше научно-экспедиционное судно (НЭС) «Академик Федоров». На борту судна в Антарктику находились участники сезонной и зимовочной 65-й экспедиции, а также около 500 тонн необходимых грузов, в том числе дизельное топливо, авиационный керосин, продукты питания, запасные части, научное оборудование для российских антарктических станций и сезонных полевых баз. 65-я Российская антарктическая экспедиция в этом году юбилейная. Двести лет назад, 28 января 1820 года, Антарктида была открыта русскими военными моряками на судах «Мирный» и «Восток» под командованием Ф.Ф. Беллинсгаузена и М.П. Лазарева.

Рейс до «Новолазаревской» длился около 130 дней и проходил в трех океанах — Атлантическом, Индийском и Южном. До Антарктиды судно делало две остановки. Первую — 19 января — для дозагрузки в немецком порту Бремерхафен, вторую -13 февраля — в Кейптауне (ЮАР) для дозаправки и пополнения провизии. Следующая остановка после Кейптауна — Антарктида. Судно делало остановки на российских станциях «Прогресс», «Мирный», «Молодежная», «Новолазаревская». Осуществлялась ротация участников антарктических экспедиций, выгрузка на станции необходимых грузов, вывоз отходов.

12 апреля НЭС «Академик Федоров» в штормовых условиях вошло в район береговой барьерной базы станции «Новолазаревская». Скорость ветра достигала 40 м/с.14 апреля, как только позволила погода, судно пришвартовалось к ледовому барьеру, на барьерную базу было перекачено дизтопливо и авиакеросин, спущен тягач. Эта база служит для временного хранения грузов, которые тягачами доставляются на станцию. Нас, зимовочный состав, до станции «Новолазаревская», расположенной примерно в 100 км от барьерной базы, доставили вертолетами Ка-32.

— Ваши первые впечатления от Антарктиды?

— После выхода из Кейптауна на то, что мы движемся к Антарктиде, указывали лишь участившееся появление айсбергов да постепенное понижение температуры. А так, впереди корабля и позади — безбрежный океан. Когда я увидел Антарктиду впервые, а случилось это в бухте Тала, особенных эмоций не почувствовал. Многомесячный переход через океан, однообразие, притупляют эмоции.

Я был просто рад, что вижу какую-то землю. Уже при приближении к берегу приходило осознание, что впереди место, о котором только читал, смотрел фильмы и передачи, куда жаждал попасть и готовился. Первой станцией, куда мы заходили, была «Прогресс». После того, как экспедиция выполнила все логистические операции, корабль взял курс на станцию «Мирный».

Раньше я считал, что ландшафт этого континента довольно однообразен, что пейзаж особо не меняется от места к месту. Однако я ошибался. Когда мы приблизились к берегу Правды — так называется берег, на котором стоит станция «Мирный», моему взгляду открылась потрясающая картина: горизонт (как я думал, пока мы не подошли достаточно близко) скрывала пелена тумана. Однако чуть позже я понял, что это не туман, а континентальный ледяной купол Антарктиды. Он простирался, насколько хватало взгляда, до горизонта, он был огромен. Наверное, именно тогда я впервые почувствовал все величие и энергетику этого места. В бухте рядом со станцией плавали айсберги размером с большой корабль.

«Мирный» — одна из самых суровых станций. Большую часть года с купола дует штормовой ветер, который несет снег. Затем судно покинуло «Мирный» и взяло курс на станцию «Молодёжная». Сейчас эта станция считается законсервированной, но в сезон там проводятся научные изыскания и работы по благоустройству территории станции. Недалеко от станции находится база Белорусской антарктической экспедиции на горе Вечерняя. В бухте, где стояло судно, также очень красиво. Ледяной барьер возвышается на десятки метров над водой, огромные айсберги курсируют на горизонте. Полярные сияния, пингвины и… белое безмолвие.

— Расскажите про вашу станцию «Новолазаревскую».

— Место, где находится станция, называется Оазисом Ширмахера, ибо впервые это место обнаружили немецкие летчики в 1938 году. В этом районе все названия немецкие. К северу от станции берет свое начало ледовый купол Антарктиды. Находится он на расстоянии примерно 700 метров от станции и возвышается на 450 метров — насколько хватает взгляда. Когда смотришь на это монументальное природное сооружение, невольно думаешь о том, что этот купол полностью покрывает весь материк — это ледяная пустыня, здесь нет людей, нет животных, белая пустота.

Когда человек оказывается в таком месте, он чувствует всепоглощающее спокойствие. Если отойти немного от станции (так, чтобы не было слышно шума дизельных двигателей электростанции), тишина такая, что у некоторых людей появляется чувство тревоги. Ничто не может нарушить спокойствие и монументальную красоту этих мест — эти скалы, льды и камни выглядели так задолго до нас и будут выглядеть так еще многие сотни и тысячи лет. Находясь тут, осознаешь это особенно остро.

Еще одно примечательное чувство (хоть данный Оазис давно исследован полностью) — осознание, что это самый малоисследованный надводный регион планеты. В Антарктиде много мест, где не бывал еще человек, так что, когда прогуливаешься по окрестностям и поднимаешься на холм, думаешь: «Возможно, я — первый его покоритель», когда спускаешься в долину: «Я — первый человек, который идет этим маршрутом». Это осознание того, что ты, вероятно, первый из людей, кто видел то, что видишь сейчас. С самого начала времен.

И звезды… здесь очень яркие звезды. Испытываешь чувство благоговения от огромного яркого звездного неба над головой и тишины, сопричастности к чему-то невероятно большому. Еще одна особенность места расположения станции — это почти полное отсутствие на ней снега, хотя температура около минус 20 градусов. Все дело в ветре, который просто выдувает снег.

— Чем вы занимаетесь на станции?

— В экспедиции у меня должность инженера-прибориста по астроклиматическим исследованиям. Изначально готовился отправиться в экспедицию в качестве геофизика, но в силу обстоятельств вакантной должности геофизика не оказалось. Поэтому, когда появилась возможность заниматься в экспедиции астроклиматическими исследованиями, сразу согласился. И не жалею, это очень интересно. С помощью телескопов, спектрорадиометров и других оптических приборов провожу мониторинг параметров атмосферы. Эти наблюдения необходимы для изучения изменения климата Земли. Данные исследования проводятся в интересах Росгидромета.

Антарктида, ст. «Новолазаревская», до востребования

Впереди у экспедиции год исследовательской работы. О деятельности 65-й Российской антарктической экспедиции можно следить на официальном сайте ААНИИ: http://www.aari.ru, где публикуются еженедельные сводки.

Наша беседа состоялась благодаря наличию на станции спутникового Интернета. Сергей публикует на своих страницах в соцсети ВКонтакте — https://vk.com/id187103222 и Инстаграм — https://www.instagram.com/sergey_fedorov_95/ материалы и фотографии, посвященные экспедиции. Там же можно задать ему интересующие вас вопросы.

Беседу вел Ярослав Викулин
Статья подготовлена для газеты «Встреча»

Оставить комментарий