Дубна-inform

Крымская практика-2021

14:17 30.09.2021

В начале сентября в Крыму устанавливается идеальная погода для путешествий и исследовательской работы под открытым небом. Температура воздуха 22-23°C, ясно и солнечно. Самое время для проведения геологической практики.

Студенты кафедры общей и прикладной геофизики Университета «Дубна» под руководством преподавателей, Г.П. Шунейкина и В.С. Степченкова, собрали рюкзаки и, преодолев почти 2000 км, высадились в Горном Крыму.

Горный Крым — это уникальный район, в котором на небольшой территории обнажаются комплексы осадочных и магматических пород различного возраста, он хорошо изучен и, поэтому, идеально подходит для подготовки геофизиков и геологов для современной нефтегазовой и рудной отрасли. Здесь ещё с 1930-х годов проводят практики ведущие геологоразведочные вузы России.

Крым — настоящая «кузница» геологических кадров. Он привлекал и продолжает привлекать внимание очень многих исследователей. Здесь проводили работы такие знаменитые ученые, как:

— академик В.И. Вернадский — выдающийся естествоиспытатель, минералог, геохимик и биогеохимик,
— академик В.А. Обручев — геолог и географ, выдающийся исследователь Центральной Азии и Сибири,
— академик А.Е. Ферсман — геохимик и минералог, кристаллограф, геолог и географ.

На геологической практике студентам предстояло:

— закрепить и углубить теоретические и практические знания по общей геологии,
— познакомиться с геологическим строением Крыма и его особенностями,
— изучить современные и древние геологические процессы,
получить навыки полевой геологической работы,
— понять роль геологов и геофизиков в современном геологоразведочном процессе.

Было сформировано три бригады, у каждой — свой бригадир, свое геологическое оборудование и ответственность за результат работы.

Полевой этап практики был, как всегда, насыщенным и состоял из красивых геологических маршрутов, в которых студенты под руководством преподавателей выполнили большую работу. На каждой точке маршрута каждой бригаде требовалось:

— изучить, описать и зарисовать в дневнике обнажения горных пород и другие геологические объекты, сделать их фотографии, выполнить гeoгpaфическую привязку,
определить характер залегания горных пород, с помощью горного компаса замерить элементы залегания слоев,

— собрать и задокументировать для коллекции образцы горных пород и окаменелостей,
провести нaблюдения современных геологических процессов,

— изучить основные типы четвертичных образований и современных форм рельефа,
изучить результаты древних геологических процессов: осадконакопления, магматизма, метаморфизма, тектонических движений,

— исследовать проявления полезных ископаемых и их связь с особенностями геологического строения территории.

Студенты освоили правила работы на обнажении, с горным компасом, правила ведения личного полевого дневника. Приобрели навыки описания геологических разрезов, ориентирования на местности и гeoгpaфической привязки точек наблюдений. Научились видеть и мыслить геологически (и геофизически).

Здесь, в Крыму, увидели и изучили в обнажениях (то есть, на поверхности) такие горные породы, которые встретятся потом при поисках и разведке полезных ископаемых на глубинах в несколько километров. Это и горные породы-коллекторы (нефтегазосодержащие), и породы-покрышки (флюидоупоры), и многое другое.

Камеральный этап — это работа на базе. Студенты побригадно занимались обработкой и систематизацией собранного фактического материала. Что надо было сделать:

— разобрать и оформить коллекции горных пород, минералов, ископаемой флоры и фауны,
— систематизировать и обработать полевые записи, зарисовки,
— подготовить фотографии к отчету,
— провести совместный анализ геологических данных и результатов измерений геофизических полей (выделение магматических интрузий по данным магнитнитометрической съемки),
— изучить учебную и научную литературу,
— написать текст итогового отчета о практике.

Периодически преподаватели задавали сложные вопросы, требующие мозгового штурма.

На основании своих наблюдений студенты научились определять горные породы и их возраст, составлять сводную стратиграфическую колонку, интерпретировать условия формирования изучаемых отложений и образований. Понимают, как читать геологические карты и строить геологические модели, как геологические знания и геофизические методы помогают решать прикладные научные и производственные задачи. Научились готовить и защищать свой исследовательский отчет перед комиссией.

Крымская практика — это большое событие для студентов. Каждый, кто прошёл практику, запоминает её на всю жизнь. Навсегда останутся в памяти удивительные красоты Крыма, первые маршруты и первые уроки коллективной работы с товарищами. В Крыму учатся геологии, дружбе, взаимопониманию и взаимоуважению.

Иван Фомичев:
— Практика была хорошо организована и отлично проведена, я бы еще раз хотел её пройти, но, увы, на такое прекрасное мероприятие дается только один шанс  Не упустите его!

Юлия Савельева:
— В маршрутах было столько восхитительных мест, ничего ещё не оставляло в моей памяти таких бурных впечатлений, как то, что я видела во время работы, отдыха и прогулок в Крыму. Если бы я могла, то я бы осталась там на гораздо больший промежуток времени, прошла бы по большему количеству маршрутов и посетила ещё больше интересных мест.

Вячеслав Мураховский:
— Дни, проведенные вместе с ребятами на практике, стали незабываемыми для многих. За это время мы смогли воочую увидеть, потрогать и понять то, о чем нам рассказывали целый год. Были красивые маршруты, а вместе с ними незабываемые пейзажи, была командная работа, как на маршрутах, так и при подготовке отчёта, что сплотило нас. Эти 11 дней по впечатлениям затмили собой целый год. Все прошло настолько хорошо, что в первый же день в университете после практики, все рады друг друга видеть, как никогда раньше.

В этом году практика состоялась при поддержке большого друга и индустриального партнера кафедры — компании «Нефтегазгеофизика» (Тверь).

Студенты и преподаватели кафедры искренне благодарят коллектив компании и её генерального директора, Рафиса Такиевича Хаматдинова, за внимательное отношение и неоценимую помощь в подготовке будущих геофизиков.

По информации кафедры общей и прикладной геофизики Университета «Дубна» 

Оставить комментарий