Дубна-inform

О силе региональных брендов

16:52 09.11.2021

Утка по-пекински, пармская ветчина, баварские колбасы известны и популярны по всему миру. В России также есть свои уникальные продукты, которые могли бы встать в один ряд со всемирно известными гастрономическими брендами. Чувашский шартан, осетинские пироги, азовская чиненка и другие яркие блюда имеют на это все шансы. Природное и национальное многообразие России таково, что у нас почти в каждом регионе есть продукт или блюдо, достойное представлять страну на мировой арене. А как происходит развитие таких «визитных карточек» регионов? Как география помогает развитию локального бизнеса, и какой вклад он способен внести в экономику региона и страны? О силе и потенциале региональных брендов журналисты РБК расспросили жюри второго Национального конкурса «Вкусы России».

По словам Оксаны Лут, замминистра сельского хозяйства РФ и зампредседателя Конкурсной комиссии, привязка к местности с её уникальной природой и старинными традициями — это неофициальный знак качества, который добавляет продукту преимущества на рынке. А доброе имя продукта закономерно работает на популярность и благополучие местности. «Региональные бренды не только создают имя и репутацию территории, но и выступают драйверами экономики, способствуют росту сельхозпроизводства во всей стране», — отмечает Оксана Лут.

Продукты-звёзды и продукты-новички

В развитии локального бренда есть два возможных пути, объясняет Анна Луканина, президент Ассоциации брендинговых компаний России. Есть регионы, которые уже славятся своим продуктом: например, все знают ялтинский лук, адыгейский сыр и вологодское масло. В этом случае производители имеют преимущество узнавания в плане узнаваемости. «Всем известный луховицкий огурец сначала прославил Луховицы, а впоследствии лег в основу коммерческого бренда, приносящего прибыль своим владельцам, — приводит пример Анна Луканина. — Под торговой маркой „Луховицкие овощи“ сейчас продаются не только огурцы, но и помидоры, а в сознании потребителя эмоциональная связь „Луховицы — хорошо“ становится основанием для доверия».

 Малый бизнес — большой вклад

Вице-президент Российского экспортного центра Алексей Солодов высоко оценивает экспортный потенциал продукции региональных продуктовых брендов России. По его наблюдениям, представляющие её дегустационно-демонстрационные павильоны в Шанхае, Дубае, Каире и Хошимине вызывают растущий интерес. «Российская продукция локальных брендов полностью соответствует требованиям и мирового, и европейского рынков, — заверяет Алексей Солодов. — И речь не только о крупных производителях, которых хорошо знают в России, но и о небольших компаниях, которые зачастую могут предложить иностранным покупателям более экологичную, более дешевую и более натуральную продукцию».

Традиционные локальные продукты зарождаются в народной кухне, поэтому создание и развитие региональных продовольственных брендов во всем мире связано прежде всего с деятельностью малого и среднего бизнеса, и Россия — не исключение, добавляет Оксана Лут. «В условиях высокой конкуренции в массовом продовольственном сегменте фермеры находят возможности для развития за счёт возрождения уникальных рецептур, — говорит она. — Или, используя сильные стороны сельского хозяйства своих регионов, создают новые интересные продукты с хорошим потенциалом. Многие из них впоследствии находят свое место на полках торговых сетей и в ресторанах по всей стране».

Так развитие локальных брендов позволяет решить социально-экономические задачи регионов: фермеры создают новые рабочие места, привлекают инвестиции, способствуют развитию инфраструктуры села. Всё это в том числе стимулирует внутренний туризм. А как локальные бренды работают на повышение туристической привлекательности региона?

Магнит из холодильника

Сельский туризм сейчас активно набирает популярность: горожане рады сбежать от суеты мегаполиса и навязчивого инфошума на природу. Здесь всех ждут тишина, чистый воздух и свежая еда, а желающих — ещё и простая физическая работа, которая разминает затёкшие мышцы и разгружает голову. «Со следующего года Минсельхоз начнёт предоставлять гранты на реализацию проектов в сфере агротуризма, — говорит Оксана Лут. — Такая поддержка может быть особенно полезна производителям региональных брендов продуктов питания, для которых оказание туристических услуг является вполне естественным этапом развития бизнеса».

Но главный туристический магнит для локального бренда — это, конечно, вкус и уникальные полезные свойства. Пока что прямой корреляции между сильным гастро-брендом и увеличением турпотока нет ни в одном регионе, утверждает Майя Ломидзе, исполнительный директор Ассоциации туроператоров России. Но есть опосредованная: известные специалитеты, вроде ростовских раков, работают на формирование образа города или области и становятся обязательной составляющей приятной поездки. «Гастрономия стала одной из важных составляющих Впечатления — с большой буквы, — добавляет Майя Ломидзе. — Ведь так или иначе туристы едут именно за ним. И даже классический пляжный отдых не воспринимается как полноценный, если туристы не попробовали что-то интересное из местной кухни».

«Когда приезжаешь в регион, всегда хочется пробовать что-то местное, — соглашается Дмитрий Левицкий, ресторатор, президент Профессионального Ресторанного Альянса „Реал“. — У нас не так много регионов с многогранной колоритной кухней, но все же они есть. Так, люди в Карелии хотят попробовать калитки, в Ростове — раков, на Камчатке — краба».

По словам Дмитрия Левицкого, локальным брендам открыта дорога в рестораны, так как их гостям важно, чтобы еда была вкусной и недорогой. «Так, в меню практически любого ресторана вы можете найти российские сыры, которые нам постоянно привозят из разных регионов — новые, разные, интересные, — рассказывает Дмитрий Левицкий. — Но для успешного продвижения региональных брендов необходимо, в первую очередь, сделать их максимально узнаваемыми и популярными в собственной локации. Достаточно посмотреть на мировой опыт — все итальянцы едят пиццу, и она популярна во всём мире».

А как локальный бренд может заявить о себе — в масштабах региона и всей страны?

Больше вкусов, хороших и разных

По словам Бориса Листова, председателя правления «Россельхозбанка», надёжным подспорьем в развитии и освоении новых рынков для региональных брендов становится поддержка государства на федеральном уровне. Когда производители получают возможность напрямую взаимодействовать с потребителями по всей стране, показывать продукт за пределами своего региона. «Цифровая платформа „Россельхозбанка“ „Своё.Родное“ даёт производителям возможность напрямую продавать продукцию потребителю (скоро здесь откроется специальный раздел для рестораторов). Фестивали „СВОЁ“, которые „Россельхозбанк“ проводит с 2017 года, позволяют посетителям открывать для себя натуральную фермерскую продукцию и напрямую общаться с её производителями. А конкурс „Вкусы России“, который в 2021 году проходит во второй раз, работает как кладоискатель: находит кулинарные ценности народов и регионов страны и делает их общественным достоянием», — добавляет Борис Листов.

По словам Оксаны Лут, конкурс уже во многом решает задачи, поставленные при его учреждении: собирать воедино информацию о региональных продовольственных брендах, отмечая самые перспективные, и помогать продвижению участников, чтобы познакомить с ними как можно больше россиян. «В прошлом году „Вкусы России“ открыли порядка 500 региональных брендов, в том числе таких, о которых никто не знал за пределами отдельных поселений, — отмечает Оксана Лут. — В этом году мы получили еще больше заявок — свыше 700. Фактически создана настоящая карта вкусов России, отражающая богатство её сельского хозяйства и многонациональной кухни».

Главная цель «Вкусов России» — комплексное содействие фермерам в поиске новых клиентов и выходе за пределы своего региона. Программа поддержки и продвижения включает рекламную и информационную кампании, а также образовательную часть, в рамках которой предпринимателей учат правильно позиционировать свою продукцию и продвигать ее на рынке, работать с маркетплейсами, пользоваться мерами господдержки и многое другое.

Среди партнёров конкурса есть представители ритейла, e-commerce, ресторанного бизнеса, с которыми производители могут заключить контракты. Ещё одна возможность, доступная участникам конкурса — попасть в павильоны Российского экспортного центра за рубежом.

«Страна у нас огромная, 85 регионов, и голос, а в данном случае вкус региона может затеряться среди остальных, — объясняет председатель правления „Россельхозбанка“ Борис Листов. — Конкурс позволяет каждому региону громко заявить о себе. Для нас особенно важно, что региональные бренды получают хорошую рекламу. Это позволяет фермерским хозяйствам лучше продвигать свою продукцию. А всем заинтересованным в масштабном сбыте — будь то торговые сети или рестораны — сразу выявлять „изюминки“ конкретных регионов».

Оставить комментарий