Дубна-inform

Осознанный выбор профессии

11:23 12.02.2020

Систему профориентации в школе нужно поднять на качественно новый уровень. Причем начинать эту работу нужно еще в начальной школе. Об этом на международной конференции в Москве рассказал министр просвещения Сергей Кравцов.

В топе по популярности у школьников — профессии врача, военнослужащего/полицейского и программиста. Но большинство российских учеников имеют очень смутное представление о реальном мире профессий.

— Исследования Рособрнадзора показали достаточно низкий уровень осведомленности восьмиклассников о профессиях. Участникам было предложено указать хотя бы две профессии, кратко охарактеризовать круг обязанностей, назвать два предмета из школьной программы, которые необходимо углубленно изучать, чтобы освоить эту профессию. С заданием полностью справились от 5 до 17 процентов учеников. Такой результат говорит об определенных проблемах, — отметил министр просвещения. — В нацпроекте «Образование» предусмотрен ряд ключевых направлений, которые помогут их решить.

Во-первых, кардинально изменится предмет «Технология». Разработана новая концепция его преподавания. Школьники будут каждый год знакомиться с несколькими профессиями. Промышленный дизайн, технологии цифрового моделирования и производства, робототехника, электротехника, технологии обработки пищевых продуктов и многое другое. Причем уроки должны проходить не только в школе, но и на базе вузов и даже детских технопарков. Последние в рамках нацпроекта откроются в каждом крупном городе. Всего 245 технопарков «Кванториум», где школьники будут паять свою первую плату или изучать цифровую печать…. Новое оборудование появится в 16 тысячах сельских школ.

Кроме того, уже два года реализуется проект «Билет в Будущее». В нем участвовало уже более миллиона ребят. Сначала они проходили профориентационные тесты онлайн, затем — реальные профпробы. Это когда ребенок мог пообщаться с настоящим профессионалом, а затем под его присмотром попробовал что-то сделать сам. Да, ученик мог совершить ошибку или, наоборот, — убедиться, что выбрал правильный путь.

«Необходимо учить ребенка осознанно выбирать свою профессиональную траекторию, важно сформировать у него этот опыт еще в школе, — подчеркнул гендиректор Союза «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)» Роберт Уразов. — По нашим оценкам, 80 процентов российских школьников не умеют или не хотят совершать осознанный профессиональный выбор».

Есть два главных фактора, которые влияют на это. Первый — доступ к интернету. Второй — опыт общения с носителем профессиональных компетенций. Принцип такой: хочешь больше знать о журналистике — пообщайся с журналистом. Хочешь узнать о медицине — пообщайся с врачом.

«Если ребенок не видел настоящего инженера в школе, он не будет понимать, зачем ему изучать математику или естественные науки, — рассказал Директор департамента по образованию и навыкам ОЭСР Андреас Шляйхер. — Международное исследование PISA показывает: 15-летние девушки чаще хотят быть врачом или учителем. Юноши выбирают менеджмент и инженерное дело. Но все это профессии XIX и XX века».

Вот лишь несколько профессий из списка топ-50 самых востребованных и перспективных по версии Минтруда: администратор баз данных, графический дизайнер, лаборант химического анализа, мехатроник, специалист по тестированию в области информационных технологий, техник по биотехническим и медицинским аппаратам и другие. Как с этими профессиями можно познакомить школьников? Расширять профориентационные программы — и это не только «фестивали профессий», экскурсии на предприятия и «университетские субботы» для детей. По словам Сергея Кравцова, нужно менять саму школьную программу, ориентировать ребят на то, где и как они смогут свои знания применять, сообщает «РГ».

Оставить комментарий