Дубна-inform

От мэра к сити-менеджеру

10:34 07.12.2020

Политологи ЦПУР оценили последствия реформы местного самоуправления в России.

Центр перспективных управленческих решений (ЦПУР) представил доклад о достигнутых и не достигнутых эффектах реформы системы управления муниципалитетами в России с 2003 по 2018 год. Ключевым элементом реформы стал переход от модели «избираемого мэра» к моделям «сити-менеджера» и «назначаемого мэра». Ожидалось, что это поможет встроить муниципалитеты в вертикаль власти, но взамен приведет к более эффективному управлению. Эксперты ЦПУР пришли к выводу, что замысел реформы достигнут лишь частично — муниципалитеты лишились автономии, но не стали эффективнее — и впервые доказали это с опорой на большой массив данных об экономике и социальной сфере муниципальных образований.

Основной элемент реформы — переход от прямых выборов мэра населением к различным моделям назначения, при которых мэра назначает местный совет депутатов при участии региональных органов власти. По изначальной задумке эта реформа должна была привести к встраиванию муниципалитетов в вертикаль власти с одновременным повышением эффективности их работы. ЦПУР собрал и обработал достаточно большой массив данных о российских муниципалитетах и установил, что задумка была достигнута лишь частично — муниципалитеты лишились автономии, но не стали эффективнее.

Результаты проведенной оценки позволили сделать следующие выводы.

Переход от модели «избираемый мэр» к моделям «сити-менеджер» и «назначаемый мэр» при управлении муниципальным образованием влияет на социально-экономические показатели муниципалитета. Это влияние значимо и устойчиво. Его удалось обнаружить в показателях, которые характеризуют структуру и объем расходов муниципального бюджета, уровень занятости и зарплат в секторах, связанных с муниципальным уровнем власти, а также в некоторых показателях эффективности управления экономикой и предприятиями на уровне муниципалитета.

Переход от модели прямых выборов мэра к моделям назначения привел к снижению автономии муниципальных образований, повышению зависимости от регионального уровня власти и достраиванию единой вертикали власти на нижнем уровне (между регионом и муниципалитетами).

В частности, при смене модели меняются показатели, характеризующие финансовую автономию МО:

  • снижается общий объем расходов муниципального образования (на 2,1-6,7%);
  • при общем сокращении объема расходов сама структура расходов муниципалитета почти не изменяется; расходы сокращаются в среднем по всем направлениям одинаково;
  • снижается общая занятость в организациях муниципальной формы собственности (на 2,7-6,4%);
  • уменьшается доля трансфертов, перечисляемых в бюджет МО (на 11%).

Доказательств роста эффективности управления МО при отказе от прямых выборов мэра и переходе к моделям сити-менеджера и избираемого мэра не обнаружено. В частности, смена модели сопровождается следующими характеристиками показателей, по которым можно оценивать качество управления экономикой МО:

  • отсутствуют статистически значимые изменения в показателях, характеризующих доходы муниципалитета, причем как налоговые и неналоговые доходы МО, так и доходы от управления муниципальной собственностью;
  • сокращается объем инвестиций в основной капитал организаций муниципальной формы собственности;
  • отсутствуют статистически значимые изменения в объеме инвестиций в основной капитал, осуществляемых организациями, находящимися на территории муниципалитета;
  • отсутствует статистически значимая позитивная динамика в показателях доли водопроводной сети, нуждающейся в замене и доли семей, успешно получивших жилые помещения в рамках социальных программ.

Оставить комментарий