Дубна-inform

30% — с красным дипломом

14:12 28.11.2018

Продолжение интервью ректора университета «Дубна» Дмитрия Фурсаева порталу mosreg.ru. (Часть первая)

— Университет «Дубна» входит в сотню лучших вузов России по версии рейтинга агентства «Эксперт РА». За счет каких показателей это удается?

— В сотню лучших вузов России по версии этого рейтинга мы входим уже в течение трех лет и сейчас занимаем 53-е место. Рейтинг основан на трех категориях показателей.

Первый тип показателей отражает условия для получения качественного образования в вузе: уровень преподавателей, объем финансирования на одного студента и др. Второй тип — уровень востребованности работодателями выпускников вуза. Как я уже говорил, мы очень тесно сотрудничаем с Объединенным институтом ядерных исследований, а также с другими уникальными работодателями Подмосковья — резидентами ОЭЗ «Дубна», предприятиями оборонно-промышленного комплекса.

И третий набор показателей отражает уровень научно-исследовательской деятельности, включая количество лабораторий, средства, привлеченные на выполнение научно-исследовательский работ. Что касается наукометрических показателей, наш вуз находится в первой двадцатке рейтинга РИНЦ, показатель цитируемости преподавателей в российских специализированных журналах последние 5 лет составляет более 60 цитирований на каждого автора, индекс Хирша университета — 135.

При анализе всех трех показателей рейтинга используется независимое анкетирование — опрашиваются и работодатели, и сами студенты, которые должны оценить качество своего образования. У нас хорошая репутация у работодателей, но только совокупность всех трех факторов формирует итоговый рейтинг.

— Как быстро ваши выпускники находят работу после окончания университета? Какой процент из них работает по специальности?

— Более 90% ребят трудоустраиваются в первый год после окончания вуза. Причем 70% выпускников работают по специальности. Это очень высокие показатели.

Для трудоустройства выпускников мы создали Аналитический центр «Образование и карьера». Кроме того, у нас уже много лет семь базовых кафедр готовят специалистов для ОИЯИ.

— Где стажируются студенты во время обучения? 

— Студенты базовых кафедр Объединенного института ядерных исследований на старших курсах начинают работать в этой организации. Учась в магистратуре, они, как правило, уже получают долю ставки.

Кроме этого, мы отправляем студентов на зарубежные стажировки. Например, сейчас двое наших ребят находятся в университете Киндай в г. Осока в Японии, а студентка этого университета по обмену учится у нас, проводя много времени в нашем Центре прототипирования. В следующем году три наших студента уезжают учиться на физический факультет университета Федерико II в г. Неаполь, Италия. Соответственно, три итальянских студента приезжают к нам. Они заинтересованы в наших программах по теоретической и математической физике. Студенты кафедры клинической психологии бывают на практике в Германии.  Вот только некоторые примеры.

Конечно, у наших студентов есть возможность пройти летнюю практику и на предприятиях Дубны (если говорить про головной вуз), таких как ОИЯИ, МКБ «Радуга», НПК «Дедал», в компаниях-резидентах ОЭЗ «Дубна»: «Аэрокосмические системы», «Роспартнер», «Технокомплект», и многих других. Список очень большой, чтобы перечислить все организации.

 — Сколько студентов стали призерами всероссийских олимпиад в 2018 году? На конкурсах международного уровня?

— За девять месяцев 2018 года из 45 участников 19 человек стали призерами всероссийских олимпиад. Среди них XVI Всероссийская студенческая олимпиада по экологии и природопользованию, олимпиады по английскому языку и ряду других дисциплин: «Информатика», «Управление персоналом», «Компьютерные сети» (организаторы — Intel, Академия интеллектуального развития),  «Уголовное право», «Экологическое право», предметная интернет-олимпиада по электротехнике и электронике, первая студенческая олимпиада  «Я — профессионал» и другие.

— Какая обновляется кадровый состав? Набирают ли молодых преподавателей?

— В университете насчитывается более 1600 сотрудников. Из них — более 600 профессоров, 143 доктора наук, около 300 кандидатов наук. Каждый пятый преподаватель — до 35 лет. Главным образом на преподавательскую молодежь рассчитана наша кадровая программа повышения квалификации.

— Сколько студентов получают правительственные и президентские стипендии? 

— По итогам 2018 года 44 студента получают именные стипендии губернатора Московской области, 14 человек получают стипендии Правительства Российской Федерации и 7 студентов получают стипендии Президента РФ.

— Какой процент выпускников имеют красный диплом?

— С красным дипломом выпускаются около 30% студентов. В этом году таких 290 человек, а общий выпуск студентов ступени высшего образования — 930 человек.

— Сколько айтишников в год выпускает университет? Какой процент ваших выпускников остается в Дубне?

— В этом году университет выпустил 292 студента по информационному направлению, примерно треть от выпуска. Большинство из них остается в Дубне: устраиваются работать в Объединенный институт ядерных исследований и компании-резиденты ОЭЗ. Некоторые уезжают работать в Москву или рассредоточиваются по компаниям соответствующего профиля в Дубне и других регионах.

Всего в этом году университет выпустил 246 магистров. Из них 130 человек остались работать в Дубне, 34 человека — уехали в Москву. В другие города Московской области — 13 человек. Столько же выпускников уехали работать за границу.

—  Какой процент школьников Дубны поступают в университет «Дубна»? Сколько местных и приезжих учится в «Дубне» сегодня? Сколько иностранцев?

— Из Дубны в университет ежегодно поступает около 20% абитуриентов — порядка 80-100 человек. Остальные — приезжие. Хотя среди приезжих многие не являются жителями Подмосковья, абитуриенты из других регионов поступают в университет с намерением остаться работать в Дубне. Как показывает наш опыт, это так и происходит в большинстве случаев. Общее количество иностранных студентов в настоящий момент — 245 человек.

— В каком направлении планируется развивать университет в ближайшие 5 лет?

— Мы видим наше развитие по так называемой модели «университета третьего поколения». Образовательный процесс в таких вузах отличает междисциплинарный подход, а организационная структура характеризуется отсутствием межфакультетских барьеров. Ключевым моментом стратегии университетов третьего поколения является привлечение лучших абитуриентов и подготовка на их основе студенческой элиты.

Из конкретных шагов ближайшего времени — создание инженерно-физического института, кафедры цифровой экономики и управления, заочной инженерно-технической школы для учащихся старших классов.

Мы надеемся, что наши авангардные образовательные проекты, о которых я говорил выше, Международная инженерная школа, Школа аналитики больших данных, помогут «обкатать» новые технологии обучения и транслировать их в будущем на весь университет.

Оставить комментарий