Дубна-inform

73 направления

15:23 27.11.2018

Государственный университет «Дубна» в Подмосковье третий год подряд входит в сотню лучших вузов России. Его планируется развивать как университет нового поколения. Вуз делает ставку на сотрудничество со всемирно известным Объединенным институтом ядерных исследований и большое внимание уделяет продвижению инженерно-технических специальностей. Для этого он привлекает к преподаванию специалистов ведущих российских компаний и отбирает абитуриентов, которые имеют настоящую тягу к техническому творчеству. Ректор университета «Дубна» Дмитрий Фурсаев рассказал порталу mosreg.ru о том, какими он видит вуз и его студентов в недалеком будущем и какие образовательные проекты запустят здесь уже в следующем учебном году.

— Дмитрий Владимирович, какие задачи стоят перед университетом в следующем учебном году?

— Важнейшей задачей университета является наиболее полное удовлетворение кадровых потребностей Подмосковья. С учетом увеличения в экономике доли высокотехнологичных предприятий и организаций, ключевым фактором становится привлечение в университет наиболее талантливых абитуриентов.

Во-первых, для нас важно, чтобы к нам поступали молодые люди не просто с высокими баллами ЕГЭ, а по-настоящему одаренные.

Во-вторых, чтобы в их поиске и привлечении в университет с нами сотрудничали школы Московской области — чтобы Подмосковные учителя стали нашими соратниками в работе с талантливыми абитуриентами. Для этих целей мы создали новую структуру — «Абитуриент-центр». В этом году сотрудники центра совершили поездки по городам Московской области, таким как Электросталь, Орехово-Зуево, Клин, Шатура и т.д., рассказывали о нашем вузе, приглашали школьников и учителей принять участие в олимпиадах, конкурсах, викторинах, днях открытых дверей, которые проводит университет.

В этом году мы впервые приняли участие в работе одной из площадок всероссийского фестиваля «Наука 0+» в Москве. Фестиваль был инициирован несколько лет назад МГУ им. М.В. Ломоносова и сейчас является одним из ключевых мероприятий по популяризации науки. Его тема в этом году была связана с проектами Большой науки (Megascience). Кроме Москвы, мы проводили фестиваль на собственной площадке в Дубне под рубрикой «Автостопом по галактикам», привлекали ученых, космонавтов. Пришли более тысячи школьников разных возрастов. Успех был ошеломительный.  Поэтому эту деятельность мы будем продолжать и в следующем году.

Профориентационной работой мы охватили и ближайшие к Московской области регионы: Владимирскую, Тверскую, Ярославскую области, активно работали в Алуште, Республике Крым. Задача была показать школьникам, как в Московской области развиваются наука и наукоемкие производства, создаются инновационные проекты и что здесь именно то место, где они смогут работать после окончания вуза. Конечно, мы в большей степени представляли Дубну как город науки, город, где расположена ведущая Особая экономическая зона «Дубна», важнейшие предприятия оборонно-промышленного комплекса. Наши визиты показали, что об этом нужно рассказывать. Даже жители Московской области не всегда знают, какие возможности есть в регионе и какие серьезные проекты здесь развиваются.

Другой важной задачей для нас является развитие кадрового потенциала университета. На ее решение в 2018 году был направлен многомесячный образовательный тренинг для преподавателей под названием «Проектная мастерская». Мы понимаем, что готовить сильных студентов должны «продвинутые» преподаватели — которые владеют передовыми образовательными технологиями, умеют работать в команде и готовы ко всему новому. Для повышения преподавательского мастерства мы привлекли профессиональных тьютеров со стороны ВШЭ и ряда других ведущих российских вузов.

— Сейчас активно вводятся системы дистанционного обучения, как с этим обстоят дела в университете «Дубна»?

— В университете существует центр дистанционного образования. Кроме этого, мы развиваем проект по внедрению открытого образования в форме онлайн-курсов, с возможностью его получения как в Российской Федерации, так и за рубежом. Начали заниматься этим системно еще до того, как национальным проектом «Образование», основанном на Указе Президента РФ от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», был задан общий тренд. В университете создана новая специализированная структура — Центр открытых образовательных технологий (ЦООТ), в котором предусмотрено не только   создание собственных онлайн-курсов, но и внедрение в учебныйпроцесс открытых курсов извне. По поручению Министерства образования Московской области в этом году сотрудниками ЦООТ были созданы первые онлайн-курсы в области профессионального образования.

— Какие образовательные проекты по техническим специальностям планируете запустить в ближайшем будущем?

— На выпускников инженерных   и естественно-научных направлений существует большой запрос в расположенном в Дубне Объединенном институте ядерных исследований (ОИЯИ). Для развития прорывных научных проектов, включая Megascience, институту требуются именно талантливые, хорошо подготовленные инженеры-физики. Поэтому вместе с ОИЯИ в начале 2019 года мы запускаем новый проект «Международная инженерная школа». Имеется в виду создание в университете высшей инженерно-физической школы для подготовки инженерно-технической элиты. Сюда будут отбираться студенты с разных кафедр, прежде всего — инженерных и естественно-научных направлений, а также IT-направлений. Будем стремиться к тому, чтобы эти ребята получили эксклюзивную подготовку для работы на крупных физических установках ОИЯИ, и не только. Проектом предусмотрено, что часть практических курсов студенты смогут проходить в МГТУ имени Баумана и в других ведущих инженерных вузах.

Аналогичный проект мы разрабатываем совместно с Лабораторией информационных технологий ОИЯИ и в области IT-технологий. Создаем новую образовательную структуру, которая будет называться «Школа аналитики больших данных». Опираясь на опыт ОИЯИ, связанный с обработкой результатов физических экспериментов на больших ускорителях (прежде всего на Большом адронном коллайдере в Европейском центре ядерных исследований в Женеве), начнем системно работать с отобранной группой студентов-айтишников.

Эксклюзивность этого проекта в том, что в настоя настоящий момент в области обработки, хранения и анализа большого объема данных возникают направления, специалисты для которых пока нигде не готовятся. Ландшафт информационных технологий меняется настолько быстро, что образовательные стандарты, как в нашей стране, так и во всем мире, просто не успевают вовремя трансформироваться. Мы хотим заполнить этот пробел. В Дубне есть все необходимое для выполнения этой задачи: самое современное оборудование, высокоскоростные каналы связи и, главное, специалисты. Нужно сказать, что технологии работы с большими данными, их анализ востребованы не только в академической науке, но и в экономике, бизнесе и т.д.

— По какому принципу будут отбираться студенты в данные проекты?

— Главные критерии — способности к учебе и желание работать. В первую очередь будут привлекаться талантливые ребята, которые не имеют проблем с успеваемостью, чтобы потянуть дополнительную нагрузку по математике, инженерным дисциплинам и цифровым технологиям. Важно, что во время учебы эти студенты будут получать повышенную стипендию. С 3-го курса они начнут активно работать на конкретных проектах под руководством инженеров-физиков или IT-специалистов в структурных подразделениях ОИЯИ. В момент окончания университета кроме основного диплома выпускники Международной инженерной школы и Школы аналитики больших данных получат документы о дополнительном образовании.

— Сколько студентов учится сегодня в университете «Дубна»?

— Мы не являемся крупным университетом, однако входим в топ-100 российских вузов по версии агентства «Эксперт РА». У нас около 8 тысяч студентов, включая обучающихся в пяти филиалах Московской области (Дмитров, Лыткарино, Дзержинский, Котельники и Протвино). Университет «Дубна» является классическим университетом, т.е. у нас открыты IT-направления, гуманитарные направления (психология, социология, лингвистика и т.д.), естественно-научные (физика, химия, экология, геофизика и т.д.) и технические (ядерная физика, авиастроение, электроэнергетика и т.д.). Всего по высшему образованию у нас 73 направления обучения, которые включают бакалавриат, специалитет и магистратуру. Кроме этого, имеется аспирантура. Мы также ведем обучение по 20 направлениям профессионального образования. Основная доля наших студентов, более 70%, учится за счет средств бюджета Московской области. Остальные — на договорной основе.

— Какие направления обучения популярны среди поступающих — гуманитарные или технические?

— Большим интересом у поступающих пользуется информационный блок, как на уровне высшего, так и уровне профессионального образования.

Есть определенные гуманитарные специальности, на которые очень большой конкурс — например, лингвистика.  Пользуются интересом у ребят инженерно-технические специальности — очень популярны строительство и автомобилестроение. Подтверждением этого является рост в 2018 году по сравнению с предыдущим годом среднего балла ЕГЭ у поступающих на технические специальности: по некоторым направлениям увеличение достигало 10 баллов.

— Какие новые специальности появились за последний год?

— В университете постоянно появляются новые направления, которые мы лицензируем исходя из потребностей экономики Московской области. Это могут быть направления, на которые мы впоследствии получаем государственную поддержку или направления, которые мы развиваем на коммерческой основе. В этом году появились следующие специальности: информационные системы и программирование, техническое обслуживание и ремонт двигателей систем агрегатов автомобилей, эксплуатация транспортных технологических машин и комплексов.

— Какой результат работы можно отметить за последний год?

— У нас было много успехов, но особенно я хотел бы выделить успешную приемную кампанию. Отношение абитуриентов к университету изменилось в лучшую сторону — все больше поступающих считает его вузом, после окончания которого можно сделать интересную и успешную карьеру.   В этом учебном году средний балл ЕГЭ вырос на 5 пунктов (для сравнения, в стране — на 1 балл). Сейчас средний балл по нашему университету составляет 67,4. Кроме того, на 20% выросло общее количество поданных заявлений и на 30% — количество ребят, которые имеют в сумме более 200 баллов ЕГЭ.

География мест, откуда к нам подают заявления, охватывает всю страну — в первую очередь это Московская область, Дубна, регионы, которые примыкают к Московской области, но не только они. К нам поступают с Дальнего Востока, юга РФ, Крыма и т.д.

Оставить комментарий