Дубна-inform

Готовы к инновациям

11:01 19.11.2017

Что нужно делать педагогам, чтобы учебное заведение находилось на лидирующих позициях не только в городе, но и в регионе? Ответы на вопросы Телеканала 360 дал Александр Руденко ‐ директор первой дубненской школы.

— Поделитесь своим ноу-хау — как вам удается поддерживать в школе, которая на днях отметила 80-летний юбилей, молодой задор, желание использовать современные технологии, участвовать в новых проектах?

— Секреты есть. Но в традиции школы — всегда делиться, быть открытыми. Первый секрет в том, что наша первая школа с ее богатыми традициями всегда была впереди инноваций. На юбилейном вечере говорили, что в 60-е годы, когда в школах нашего города впервые появились специализированные кабинеты русского языка, математики, физики, химии, первая школа стала первой в этой инновации. Это было непросто. Это вызывало даже скепсис у некоторых, при том материальном достатке, который был раньше. Но учителям, тем не менее, удалось.

Эти традиции мы поддерживаем. Мы ко всему новому всегда открыты. Но делаем это тактично. Поскольку работа наша довольно консервативна. Мы имеем дело каждый день с прописными истинами. Поэтому для учителя нормально встречать новое довольно консервативно.

Недавно мы были в гостях у педагогов из Алушты — 37 педагогов из первой школы поехали, чтобы их послушать, поделиться своими инновациями. Мы узнали, что они стоят перед дилеммой. С первого сентября требуется сразу перейти на электронный журнал. Это вызвало протест среди учителей старшего поколения. Более 40 человек сразу уволились. Теперь они переживают кадровый кризис.

Мы, понимая, что учитель — консервативен и это нормально, стараемся медленно, но верно включаться в эксперименты, которые, как мы чувствуем, вскоре должны стать нормой. Электронный дневник, электронный журнал, мультимедийные доски, интерактивное оборудование — мы в этом направлении всегда выделяли средства и включались в эти эксперименты. Когда в итоге это стало нормой, мы уже готовы были ее принять. Период — длительный, учитывая психологию учителя, всегда включаемся в таком режиме работы. Важны кадры. Кадры — это возраст. Новое время — новые песни. Нам важны кадры, и мы их сами растим. У нас очень много учителей, которые воспитаны в нашей школе, учителей английского языка особенно. Именно это и сочетание опытных и молодых кадров позволяет нам очень легко входить во все инновации.

— Педагогов по какому принципу принимаете на работу?

— К сожалению, несмотря на повышение заработной платы, на желание нашего государства сделать престижной профессию учителя, пока это удается неважно. Рынок труда в нашей профессии не сложился. Мы тоже испытываем большой кадровый голод. Поэтому нельзя сказать, что есть какой-то выбор. Конечно, мы говорим с человеком, который хочет прийти к нам работать. Работать ведь в школе непросто. Прежде всего, нужно иметь огромное терпение. В этой ситуации мы больше занимаемся не отбором, а воспитанием молодых кадров. Наши выпускники работают у нас, молодые девушки, которые у нас учились, возвращаются. Недавнее «приобретение» — учитель музыки, ждем учителя географии. Нам это очень приятно.

— А что, на ваш взгляд, современные родители могут сделать для того, чтобы школа процветала?

— Без участия родителей вообще ничего не получится. Если нет союза родителей и учителя, если нет доверия к учителю, дело не пойдет на лад. Мы чувствуем это доверие, оно есть. Но оно дается не просто так. Учитель много над этим работает. Не всегда у ребенка будут отличные отметки, но он должен чувствовать, что его любят, ему хотят помочь, радуются каждой его маленькой победе. Это удается нашим педагогам — создать особую теплую атмосферу. Это не значит, что у нас нет проблем и конфликтов. Но чувство доверия и понимания, которое возникает у ребенка, а поэтому и у его родителей, помогает нам выстраивать взаимодействие.

Это происходит не только в учебном процессе, но и в совместных социальных проектах. Или мы вместе с родителями сажаем деревья, или вместе традиционно убираем берег Волги, или вместе участвуем в празднике «В космосе мы — первые!» — идем под звуки оркестра по городу, несмотря на дождливую погоду, с шарами, плакатами. Это — совместная радость, совместные переживания. Именно это и рождает чувство доверия и понимания. Иногда родители, особенно молодые, высказывают критические замечания. Мы их выслушиваем, но относимся к ним, как к детям, как к нашим ученикам, немного более старшего возраста. Стараемся все очень подробно и деликатно объяснить — и на родительских собраниях, и в рамках индивидуальных консультаций, и теперь через наш электронный портал.

— Очень часто стали обсуждаться разные модные нововведения для школ. Какие последние тенденции в области образования вы одобряете?

— Мы видим, что сейчас, с приходом нового министра, поставлена задача как можно более правдиво увидеть картину состояния образования, которая сложилась в России. Проведение в девятом классе экзаменов в независимой форме — практически такого же ЕГЭ, как в 11-м, с камерами, независимыми экспертами, проверками — позволяет получить более реальные данные. Это говорит о том, что методики наши многие устарели, что часто мы не обладаем теми методиками, которые позволят освоить общеобразовательную программу современному ребенку с его проблемами здоровья и психики. Мы ищем решения для этой проблемы, хотим стать для этого более честными. Это — первый шаг к положительному результату.

— А что, по вашему опыту, делать ни в коем случае не следует?

—Нельзя отчаиваться, что бы ни происходило. Главное для современного педагога, как и раньше, терпение. Нужно всегда видеть в каждом ученике его прекрасное будущее. Когда-то у нас был прекрасный педагог, она и директором школы работала. Когда я пришел в школу, она давала звонки, стала вахтером. Мне, молодому педагогу, она сказала, что учитель прежде всего нужен тем детям, у которых есть проблемы. Для тех, у кого хорошая семья, мамы, папы заботливые, мы не очень нужны. Там и так все будет хорошо. Учителя нужны тем, кто не всегда накормлен и присмотрен. Сейчас, я думаю, это становится актуальным. Не про еду речь идет, а про душевное тепло. Такому ребенку требуется помочь, отогреть его, обнять даже. Американские педагоги приезжают, удивляются, что мы ребенка обнимаем, гладим по голове, нарушаем его личное пространство. Да, нарушаем, поскольку чувствуем, если ему не хватает тепла.

— А какие идеи есть у вас? Что, на ваш взгляд, необходимо было бы изменить в школах?

— Мне кажется, что нам не верят, ведь нас все время пытаются контролировать. Все, начиная с министерств и управлений. Мы поставлены в такие рамки, что каждый день пишем отчеты, заполняем какие-то графики, таблицы. Постоянно. Система недоверия довела до того, что нас просят сфотографировать вывешенное объявление и прислать фотографию, чтобы подтвердить этот факт. Это такой уровень взаимодействия между властью и школой. Мне трудно в таких условиях. Поскольку это отрывает учителя от его основного занятия — работы с ребенком. Именно этот подход нужно менять, на мой взгляд.

Оставить комментарий