Дубна со всех сторон: глобально, локально, индивидуально

К 100-летию ученого

29 декабря 2017
К 100-летию ученого
Встреча ветеранов ГосМКБ "Радуга", посвященная 100-летию Рафаила Шевелевича Хайкина (1917-2006), состоялась 22 декабря в Музее истории крылатых ракет - левобережном отделении Музея археологии и краеведения города Дубны. Крупный ученый, инженер, организатор, специалист в области аэродинамики, динамики полета, анализа и синтеза систем управления ракетного оружия (крылатых ракет) воздушного, морского и наземного базирования, он был одним из ближайших соратников создателя и первого руководителя МКБ «Радуга» главного конструктора Александра Яковлевича Березняка. 21 декабря исполнилось 100 лет со дня его рождения. Р.Ш. Хайкин — лауреат Государственной премии, кавалер орденов Октябрьской революции, Отечественной войны второй степени, двух орденов Трудового Красного Знамени, медалей «За оборону Ленинграда», «За победу над Германией», «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» и др. Школьные годы Родился Рафаил Шевелевич в местечке Озаричи Полесской области Белоруссии седьмым ребенком в семье плотника. Сам себя помнил с топором в руках — с детства помогал отцу. Домашние задания успевал делать на уроках. После седьмого класса поехал в Гомель поступать на рабфак Лесотехнического института. Всего надлежало сдать 5-6 экзаменов за две недели. Но Рафаил о сроках ничего не знал и все экзамены сдал за один день, причем на пятерки. По окончании рабфака преподаватель математики посоветовал Рафаилу поступать в Ленинградский университет. Первый экзамен — математику — он сдал на пять баллов. Преподаватель поздравил с поступлением в университет. «Так я же русский не сдал еще», — возразил юноша. «Сдашь. Не сдашь, придешь ко мне». С русским были сложности, но он их преодолел и оказался в университете. С четвертого курса его как лучшего студента переводят в авиационный институт, образованный на базе автодорожного. Война На третий день после начала войны во дворе института поставили стол — записывали добровольцев на фронт. Записался и Хайкин. В течение месяца 68-й истребительный батальон, куда определили студентов, получив канадские винтовки с оптическими прицелами, осваивал приемы штыкового боя: «длинными коли, короткими коли». Вскоре новобранцам выдали по связке гранат, бутылку с зажигательной смесью и направили на передовую под город Чудов. Но повоевать Рафаилу не пришлось. Сначала поступил приказ направить студентов старших курсов пяти вузов — авиационного, связи, военно-механического, электросвязи и ГВФ — на доучивание, потом — на военные заводы для помощи в выпуске военной продукции. Хайкин попал на авиационный завод, где ремонтировали подбитые самолеты. Работал Рафаил усердно, но вместе с тем регулярно ходил к секретарю райкома комсомола с просьбой отправить его на фронт. И тут у Хайкина произошел случай, глубоко врезавшийся в память и во многом определивший его жизненную позицию. Было так, что каждый визит в райком заканчивался безрезультатно. Секретарь райкома Симонов на одни и те же просьбы отвечал примерно одинаково: «Думаете, я не хочу на фронт? Хочу. Но сейчас каждый должен находиться там, куда его поставили. Фронту нужны самолеты!» И вот однажды, через неделю после очередного отказа, Рафаил снова пришел на прием в райком комсомола. И тут выяснилось, что секретарь райкома за это время умер от голода. То, что человек, занимавший высокую должность секретаря райкома, жил, как все, поразило Хайкина и определило его жизненную позицию, которой он руководствовался всю жизнь: «Мне стыдно жить не по средствам страны». В марте 1942 года студентов на полуторках Дорогой жизни, через Ладогу, перевезли из Ленинграда на Большую землю. Проехали благополучно, ожидаемой бомбардировки не было. Пролетел один самолет, сбросил в стороне три небольшие бомбы, и всё. Из холода ребята попали в тепло — в Кисловодск. Рафаил работал в Терском мясомолочном совхозе: плотничал, делал кадки для воды, ремонтировал конные косилки, лобогрейки. В августе фронт стал приближаться к Кавказу. Студентов отправили в Алма-Ату, куда эвакуировался Московский авиационный институт. В следующем, 1943 году МАИ возвратился в Москву. После войны В ноябре 1944 года после защиты дипломного проекта молодой инженер Рафаил Хайкин на перекладных, в морозную погоду, в открытом кузове полуторки приехал в поселок Иваньково на будущий ДМЗ. Здесь он встретил долгожданную победу над тем врагом, из-за которого лишились жизни три его брата, а сестры и родители были разбросаны по всей стране до Сахалина. Хайкин начал работать в конструкторском бюро, проектирующем гидросамолеты, которое возглавлял главный конструктор, он же и директор завода И.В. Четвериков. Игорь Вячеславович был толковым инженером, глубоко порядочным человеком. Во многом он стал для молодого инженера примером. КБ проектировало небольшой самолет-амфибию. На стадии эскизного проекта Хайкин предложил увеличить плоскость крыла в полтора раза. Все воспротивились этому. Основной аргумент — у французского самолета аналогичного класса плоскость такая же, как и у нашего. Хайкин сумел доказать свою правоту. А спустя некоторое время Четвериков принес информационный материал об испытаниях французского «собрата», и в нем техническая комиссия рекомендовала увеличить площадь крыла в полтора раза. Главный не постеснялся признать правоту своего подчиненного, открыто признав его мнение: «Ты был прав. Молодец!» Век КБ Четверикова оказался недолгим. Сначала в 1946 году его перевели в Ленинград с конструкторами (завод в Иваньково готовился к приему немецких специалистов, репатриированных в СССР), а через год-два его и вовсе расформировали. Снова Иваньково В конце 1950 года Рафаил Шевелевич приехал со своей супругой Ниной Ивановной на ее родину — в Талдом. Заглянул в Иваньково, где шесть лет тому назад начинал трудовой путь. Директор завода Лисицын после непродолжительной беседы предложил ему должность старшего инженера-аэродинамика и комнату в финском доме. Так, с января 1951 года Иваньково стало Хайкину родным домом. С первых дней он погрузился в работу. На заводе работали немецкие авиационные специалисты. Ознакомившись со сделанными ими расчетами ветроколеса, Рафаил Шевелевич обнаружил ошибку, заявив, что оно развалится. Немцы, смотревшие на советских специалистов свысока, не согласились: «Не может быть. Мы не ошибаемся». Испытания доказали правоту Хайкина: ветроколесо действительно развалилось. И тогда он разработал свою методику расчета, да настолько удачную, что через 50 лет ее отыскали в архивах и стали использовать при расчете ветроэнергетических установок, которыми начало заниматься МКБ «Радуга»… Рафаил Шевелевич работал с немецкими специалистами два года. О работе с ними существует немало мнений: от «они научили нас работать» до «они нас только раздражали, недавние враги». Как-то (в прошедшие годы, естественно) я попросил на этот счет высказаться Рафаила Шевелевича, как работавшего рука об руку с ними. Он сказал примерно следующее: «Немцы ничему нас не научили. Это пустые разговоры. Каждый работал своей головой. У наших голова не хуже, и учить нас нечему». После благополучного отъезда немецких специалистов Хайкин стал работать в КБ, позднее ставшем МКБ «Радуга», вместе с Березняком. В этой организации и проработал до самого последнего дня своей жизни. Рафаил Шевелевич Хайкин — яркий представитель плеяды ученых-практиков, которая выросла в процессе становления нового для 50-х годов ХХ столетия направления авиационной техники — крылатых ракет. Он был крупным ученым, инженером и организатором. Невозможно переоценить его огромнейший вклад в развитие, успех ГосМКБ «Радуга» в деле создания крылатых ракет, которые по своим техническим характеристикам не имели аналогов в мировой практике. Вклад Р.Ш. Хайкина базируется на ясности и четкости научно-практического мышления, на глубокой теоретической подготовке, понимании физической сути процессов в сочетании со здравым смыслом. Им создана научно-техническая школа в области аэродинамики, динамики полета и управления, которая определила на многие годы лицо предприятия и снискала уважение смежных предприятий. Широта научных интересов позволила ему сделать целый ряд уникальных работ. Это цикл теоретических и экспериментальных работ по аэроупругости, введение в практику понятия балансировочной поляры, разработка инженерных методов расчета нагрузок и вращательных производных складывающихся несущих поверхностей, введение, в практику аналитических форм задания геометрии изделий и аэродинамических характеристик. Им создан ряд методик по расчету траекторий ракет, по оценке устойчивости линейных и нелинейных систем управления и стабилизации. Под его руководством была создана вычислительная база предприятия и разработаны комплексы программ математического моделирования процессов полета и управления. С высоты сегодняшних мегагерцевых и мегабайтовых компьютеров кажется неправдоподобным, что траектории первых крылатых ракет, стоящих на вооружении, были посчитаны Хайкиным и небольшой группой его помощниц на механических арифмометрах типа «Рейнметалл», имеющих быстродействие — одна операция за пять секунд. Для этого пришлось сложные системы упрощать до такой степени, чтобы они могли быть втиснуты в жесткие ограничения «инструментальной невозможности». При этом важно было сохранить существенные факторы, чтобы модель совпадала в главном — со сложной реальной действительностью. Большой вклад Р.Ш. Хайкин внес в создание лабораторной базы, с помощью которой проводилась наземная отработка ракет, в частности, были разработаны и внедрены в эксплуатацию аэродинамические трубы с дозвуковым и сверхзвуковым потоком, комплексы полунатурного моделирования процесса полета, динамические стенды с широкой полосой. Всё это позволяло подходить к этапу летных испытаний ракет со значительным объемом знаний, высокой степенью отработанности технических решений и в конечном итоге обеспечило подтверждение тактико-технических характеристик ракет ограниченным числом пусков. Р.Ш. Хайкин является автором и соавтором порядка 80 статей и более 45 изобретений. При всех столь значительных достижениях он всегда оставался чрезвычайно скромным человеком и жил по средствам страны. Духовное богатство Рафаила Шевелевича составляли его энциклопедические знания. По материалам статьи Виктора Жизнева "Вся жизнь — ракетам" на сайте Владимира Каденко


Возврат к списку




Яндекс.Метрика