Дубна-inform

Канал и Дубна

11:10 16.07.2017

Плотина на канале им. Москвы в Дубне

Каналу имени Москвы – 80 лет! А в детстве нам казалось, Канал был всегда. Что это просто такая река с названием Канал. Есть Волга, есть Дубна, есть Сестра, а есть Канал. Он так прочно врос в окружавший мир, что в сознании никак не отделялся как что-то неестественное. Видимо, родившиеся и выросшие на берегах Канала до поры до времени не замечают его особости.

Но постепенно, с возрастом приходит понимание, что эти красивые берега устроены довольно сложно. Что вообще это никакой не берег реки, а насыпная береговая дамба с каменной отмосткой. Что окружающая естественная местность часто расположена ниже уровня воды в Канале, и в округе, насколько хватает глаз, ни один камень не лежит на том месте, куда его положила сама природа. Что всё вокруг взято из других, неведомых мест и перенесено сюда руками одних неведомых людей по воле других неведомых людей.

А ещё чуть позже неизбежно приходит день, когда ловишь себя на мысли, что уже невозможно смотреть на прямое, проведённое как по линейке русло с поросшими ровной зеленой травой берегами просто как на красивый пейзаж, а только мысленно примеряя весь этот измененный людьми рельеф к своим одночеловеческим силёнкам. И начинаешь писать слово «Канал» не иначе как с заглавной буквы.

С краеведческой точки зрения, строительство канала Москва-Волга – основа нашего города. Начальная точка отсчёта его относительно короткой, но яркой и парадоксальной биографии. Принятое 1 июня 1932 года окончательное проектное решение присоединить канал к Волге не где-то, а именно по руслу небольшого ручейка, впадающего в реку между правобережными деревушками Фёдоровка (43 двора) и Иваньково (чуть больше 50 дворов), сыграло для нас решающую роль. Приехавшие заключённые-каналармейцы и вольнонаёмные строители, создав грандиозные головные сооружения Канала, резко изменили карту местности и судьбу её населения.

Широко разлившаяся вода Большой Волги упёрлась в щиты Иваньковской ГЭС и свернула на Москву. Пройдя непрерывной голубой линией через леса, холмы и болота, разделила живших испокон веков на этой земле людей, перебросила их в иные места обитания, разъединила с родственниками и соседями, лишила малой родины и отеческих могил. А кого-то и самой жизни. Строительство Канала оставило горькую память не только у выживших каналармейцев, но и у местных жителей – нечаянных и случайных свидетелей его рождения.

Обеспечивая сооружения канала строительными материалами, конструкциями, машинами и механизмами только отечественного производства, в серьёзной степени развилась индустрия всей страны. Но и на местном уровне резко изменилась сама жизнь во всём северном Подмосковье. Кроме 128-километровой водной трассы, пролегли вдоль русла железная и шоссейные дороги. За 4 года и 8 месяцев, что строился Канал, в три раза увеличил своё население и превратился в индустриальный и культурный центр региона тихий провинциальный Дмитров, 240 основных и вспомогательных сооружений канала (11 шлюзов, 12 пристаней, 6 ГЭС, 5 насосных станций, 14 паромных переправ, станция водоподготовки и др.) дали квалифицированную работу тысячам людей, появились новые посёлки гидротехников, торфоразработок, лесозаготовительные предприятия по всей трассе: Большая Волга, Темпы, Соревнования, Каналстрой и др., стало судоремонтным портом дачное Хлебниково (нынешний город Долгопрудный), обзавелись электростанциями подмосковные посёлки Пирогово, Сходня, Карамышево и Перерва. Перед собственной ликвидацией Дмитлаг вернул в сельское хозяйство области временно отчуждённые, а теперь переоснащённые и обустроенные колхозы, оставил в наследие много временных и капитальных построек.

Но самые резкие и долговременные изменения произошли на нашем, северном конце его трассы. Уже в ближайшие месяцы и годы после завершения грандиозного строительства необычная геодезия местности, наличие большой воды, развитой для того времени инфраструктуры и главное – большое число освободившихся рабочих рук вольнонаёмных работников бывшего Москваволгостроя, как магнит, привлекли сюда различные организации с их планами строительства.

Первыми, ещё до полного завершения стройки, весной 1937 года в левобережную часть будущего города Иваньково прибыли самолётостроители из Савёлова, и Наркомат оборонной промышленности СССР развернул стройку целого завода по производству гидросамолётов. Одновременно представители Наркомата электростанций СССР начали проектировать на той же площадке некий Институт гидроэлектростанций и строить для него мощный жилой сектор. Наркомат водного транспорта СССР построил в районе посёлка Большая Волга городок речников и судоремонтный завод, а так называемый 1-й залив Московского моря стал бухтой и местом зимней стоянки для барж и буксиров канала. Это же ведомство готовило планы по превращению посёлка Большая Волга в курортный город, использующий богатые возможности Иваньковского водохранилища для отдыха и туризма.

Но – война… и Канал с его гидросооружениями, мостами, линиями связи, рокадной железной и шоссейной дорогами вдоль русла стал важнейшим рубежом обороны, который гитлеровцы преодолеть не смогли. И посёлок Яхрома при канале, выросший до города всего за год до войны, стал первым освобождённым городом страны.

Как и многое в нашей стране, опустошительная война перевернула определившуюся было судьбу Иваньково. Это место стало интересно военным учёным и конструкторам опять же благодаря уникальной инфраструктуре и водной геодезии, созданной Каналом и позволяющей буквально одним взводом бойцов перекрыть вход и въезд любым видам транспорта для любопытных. На обеих сторонах Волги вновь появляются лагеря заключённых и военнопленных. С 1946 года в правобережной части, около переселённой Дмитлагом деревни Ново-Иваньково в рамках атомного проекта начинается строительство секретного посёлка физиков-ядерщиков (будущий ОИЯИ).

В этот же год на возвращённый из эвакуации авиазавод (будущий ДМЗ) в левобережный посёлок Иваньково приво-зят немецких специалистов, чтобы перенять у них передовые методы конструирования и изготовления прежде всего боевых реактивных самолётов. С 1951 года здесь же организовывается КБ по проектированию и изготовлению опытных образцов крылатых ракет (будущее ОКБ «Радуга»), а в 1954 году в ближайшем заливе Московского моря начинает строиться научно-исследовательская база «Большая Волга» НИИ-10 (будущий «Альтаир») по испытаниям боевого корабельного радиолокационного оборудования на акватории водохранилища. Прекращается всякое развитие существующих посёлков как речного порта, научного центра гидроэнергетики и места массового отдыха граждан.

Дальнейшая реализация этих проектов привела к образованию крупных рабочих посёлков, а затем и городов Иваньково и Дубна. А с 1960 года мы живём в едином городе – Дубна.

Летят годы, и наш город, непрерывно меняясь, давно уже имеет мировую славу как мирный наукоград – город, где расположен крупнейший международный научный центр, особая экономическая зона – и как один из центров инновационного развития всей страны. Но до сих пор мы въезжаем в наш общий город и перебираемся с берега на берег по сооружениям, созданным 80 лет назад руками наших мудрых предков, пользуемся электроэнергией и великолепными водными просторами и не можем иначе.

И всегда помним, что все эти научные, промышленные и градообразующие достижения лежали и лежат на могучих плечах героических свершений строителей канала Москва-Волга (с 1947 г. – Канала имени Москвы) с 1932 по 1937 год. И пусть сегодня старейшим городским предприятием – Волжским районом гидросооружений ФГБУ «Канал имени Москвы» управляет сравнительно небольшой коллектив в несколько сотен человек, мы всегда должны чувствовать за их спинами вклад в нашу общую историю многих сотен тысяч  зачастую оставшихся безвестными строителей Канала.

Краеведческое общество «Москва-Волга»

Фото Ильи Рождественского

Оставить комментарий