Дубна-inform

Крылатые ракеты Х-55

07:00 07.03.2021

Как метод экстремальной навигации использовали в дубненском МКБ «Радуга».

В конце 1960-х годов советские математики, работая над цифровой обработкой изображений, обнаружили, что это можно использовать для определения текущего положения движущегося объекта путем сравнения заложенной в его память цифровой карты местности с наблюдаемой картиной. Метод был назван экстремальной навигацией, т.к. использовал свойства экстремума математических функций, в которых выражалось векторное спектральное или рельефное изображение местности, или автокорреляцией – он корректировал траекторию без внешних команд.

Этот метод позволял выйти в заданную точку с погрешностью не хуже 300 м вне зависимости от дальности полета ракеты – лишь бы по пути были нужные ориентиры – контрастные участки местности или рельеф. Информацию о них на территории вероятного противника можно было легально добыть со спутника.

Главный инженер дубненского МКБ «Радуга» И.С. Селезнев в 1972 году предложил использовать новую идею для стратегической крылатой ракеты. В разрез представлениями того времени он задумал ее дозвуковой и маловысотной, что давало дальность 2500 км (в 6 раз больше Х-22) и уменьшало размеры – Ту-95 мог брать 6-16 таких ракет вместо одной.

Но заказчик его не поддержал, сомневаясь в возможности «пробить ПВО на дозвуке», пока не появились сведения о разработке аналогичной ракеты в США. И 9 декабря 1976 года Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР была задана разработка дозвуковой СКР Х-55 и альтернативной тяжелой сверхзвуковой 3М25А.

В цилиндрическом корпусе Х-55 находились система наведения, термоядерная БЧ в 200 килотонн, приводы управления, экономичный двухконтурный турбореактивный двигатель Р95-300 тягой 350 кгс, который выдвигался наружу после пуска, а почти все остальное место занимало топливо. Крыло, консоли которого на подвеске укладывались друг над другом в нишу корпуса, и оперение, складываемое вокруг хвостовой части, были прямыми.

Корпус изготавливался из металла, а в остальном широко были применены композиты. Например, носовой кок делался из полой кремнийорганической ткани на связующем К-9-70. ЭПР ракеты получилась очень маленькой и обнаружить ее не могли ни ЗРК ПВО, ни перехватчики. Это и гарантировало прорыв к цели.

Первый пуск Х-55 с переоборудованного самолета Ту-95М-5 состоялся 23 февраля 1981 г. Хотя в ходе испытаний ракета претерпела значительные изменения, ее габариты и масса почти не поменялись, и это не нарушило график постройки носителей для нее. Турбовинтовой Ту-95МС-6 брал 6 ракет на многозарядное катапультное устройство МКУ6-5 в отсеке, а МС-16 еще 10 на четырех катапультных устройствах АКУ-2 и АКУ-3 под крылом. Сверхзвуковой Ту-160 нес два «револьвера» МКУ6-5. Испытания подтвердили дальность 2500 км и точность не хуже 100 м, хотя во многих пусках отклонение было меньше 30 м.

Комплексы на базе Ту-95МС приняты на вооружение в 31 декабря 1983 г., а на базе Ту-160 – в 1989 г. До конца 1995 г. было построено 88 серийных самолетов Ту-95МС и 22 Ту-160. Первые поступили в 182-й Гвардейский ТБАП в Моздоке, 1006-й ТБАП в Узине под Киевом, 1023-й ТБАП в Семипалатинске и 1026-й в Чагане – также в Казазстане. А на Ту-160 перевооружались 184-й Гвардейский ТБАП в Прилуках – Черниговская обл. УССР и 1096-й ТБАП в Энгельсе под Саратовом. Серийный выпуск ракет Х-55 был начат на Харьковском авиазаводе, а затем переведен в Киров.

В качестве ориентира для навигации Х-55 использовался рельеф местности, который отслеживался радиовысотомером ракеты, а в конце 80-х гг. появилась «тихая» Х-55ОК с оптическим коррелятором. Некоторые ракеты вместо ядерной несли обычные боевые части, но эти модификации распространения не получили, зато в большую серию пошла Х-55СМ с накладными баками и дальностью 3500 км.

С принятием на вооружение ракет Х-55 и их носителей Ту-95МС и Ту-160 советская стратегическая авиация впервые за полвека вышла на паритет с американской. Но «перестройка» вылилась в развал страны, и часть этого оружия осталась на территории принявших безъядерный статус Казахстана и Украины. Последняя начала было их утилизацию, и только после длительных переговоров эти самолеты и ракеты были возвращены России в оплату за энергоносители.

В Военно-воздушных силах России самолеты Ту-160 были сведены в 121-й Гвардейский ТБАП в Энегльсе, а Ту-95МС – тот же 121-й Гвардейский, в 79-й ТБАП в Серышево на Дальнем Востоке и в 1096-й в Энгельсе. В ходе реорганизации 37-й Воздушной Армии Стратегического Назначения ВВС (ныне – Воздушно-космических сил) РФ были сформированы новые однородные полки на самолетах Ту-95МС и Ту-160. Они сохранили ракеты Х-55 в качестве основного вооружения.

Тактико-технические данные СКР Х-55 (Х-55СМ)
Система наведения: инерциальная автокорреляционная с коррекцией по рельефу.
Двигатель: ТРДД Р95-300, 350 кгс. БЧ ядерная, 200 кТ.
Дальность пуска 2500 (3500) км.
Скорость 720-830 км/ч.
Высота полета 9000 / 50-100 м.
Высота пуска 200-10000 м.
Круговое вероятное отклонение 100 м.
Масса стартовая 1200 (1700) кг.
Длина 6,04 (5,88) м.
Диаметр корпуса 0,514 м.
Размах крыла 3,1 м.
Площадь крыла 1,3 м2

«Наука и техника»

На фото: крылатая ракета Х-55 на транспортировочной тележке у самолета Ту-95МС. Волков // RussianPlanes.net

Оставить комментарий