Дубна-inform

О «Волжской Голландии»

08:45 01.05.2019

Вообразите картину: «…Винты вспенивают воду, и «Клим Ворошилов» выходит из шлюза в подводящий канал. Два изваяния, две статуи на цоколях из красного гранита высятся на берегах подводящего канала, расширяющегося здесь и плавно переходящего в аванпорт. Ленин и Сталин.

Канал открывается аванпортом. Теплоход огибает дугу Восточной дамбы. Необычный вид: за дамбой, к востоку земля лежит ниже уровня воды. Это «Волжская Голландия», партерный парк декоративных растений, прорезанный ровными аллеями…»

«…Дуга Восточной дамбы заканчивается тридцатиметровым маяком. Его стройная, белого камня, башня обвита тройным оборотом наружной лестницы из красного полированного гранита. Внутри – лифт. Рефлекторы и мощные лампы посылают отсюда свет на десятки километров».

Маяк и спуск к причалу, трёхмерная инсталляция – автор native, форум dubna.net

Узнаёте эти места? Да, это Большая Волга. 1937 год. Вход в канал. Но самое удивительное, что очерк-фантазия Романа Мирова (под этим псевдонимом писал бывший заключённый Дмитлага, журналист Роман Тихомиров) опубликован в декабре 1936 года. То есть задолго до того, как будут достроены и шлюз, и монументы, и маяк. И уж конечно, до того, как наберётся вода в водохранилище и сам канал.

Но опубликован очерк не в закрытой от всех прессе Дмитлага, а в предновогоднем специальном выпуске общесоюзного популярного журнала «Техника – молодёжи». С портретом вождя во всю первую страницу и подписью «Канал Москва-Волга – крупнейшее гидротехническое сооружение эпохи строится по инициативе великого СТАЛИНА». Тиражом в 125.000 экземпляров. В то время такого рода публикации носили силу непреложного закона. Если вождь широко обещал народу – значит, будет выполнено! Любой ценой!

Высокая цена была заплачена! И было выполнено! Но не всё и не совсем так. Не совсем такой получился маяк в окончательном виде. Без лифта. Не из красного гранита постаменты Сталина и Ленина. Но многократно описанный и нарисованный в лагерной и свободной прессе партерный парк декоративных растений «Волжская Голландия» не получился совсем.

«…Пароход в аванпорте. Склоняясь к югу, он огибает полуциркульную восточную дамбу. Глазу удобно читать её кривую, ритмично расчленённую гранитными лестницами-сходами», «…Опоясанный ожерельем причудливых водоёмов, окантованных цветным бордюрным камнем», – как под копирку пишут про будущий парк разные авторы («Сто двадцать восемь километров», очерк архитектора А.Келлера, журнал «На штурм трассы», №1 за 1936 год).

«…Оформление восточной дамбы исходит из того, что дамба является местом причаливания всех проходящих через узел судов, почему вдоль неё, повторяя её форму, располагается бульвар с партерными посадками, декоративной обработкой водоотводных каналов (в виде водного ожерелья) и ритмично расположенными каменными подпорными стенами, обработанными на обратных склонах гротами или павильонами и снабжёнными на парапетах групповыми скульптурами» (И.С. Фридлянд, главный архитектор строительства канала Москва-Волга, статья «Архитектура канала Москва-Волга», журнал «Строительство Москвы», №7 за 1936 год).

«…На западной дамбе устанавливаются такие же павильоны с тем, что оба образуют торжественные пропилеи – вход в самый канал… Элементами архитектурного оформления расположенных на обоих берегах бетонных палов является устройство богатого профиля бордюрных камней, венчающих бетонные стены пал и камер. К этим элементам следует отнести и установку фонарей освещения» (И.К. Белдовский, главный архитектор Волжского района, статья «Волжский узел», журнал «Москваволгострой», №1 за 1936 год).

И надо сказать, что даже в те жёсткие времена эти проекты (будучи уже утверждёнными всесильным Л.М. Кагановичем и главой НКВД Генрихом Ягодой, курировавшими стройку) были подвергнуты острой критике. Но звучали призывы не секвестровать бюджет, а наоборот, создать ещё более дорогие и грандиозные сооружения (например, огромную триумфальную арку-вход в канал, с опорой на оба берега, предлагал включить в проект профессор архитектуры Н.В. Докучаев).

Как мы знаем, никакого парка на набережной канала с фонарями, гротами и «ожерельем водоёмов» не будет, хотя строители всё-таки сделают эти красивые гранитные лестницы-сходы к несостоявшимся причалам (8 шт.) Не будет и лучевых аллей, ведущих к ним из центра огромного парка.

А будет неожиданный арест начальника Волжского района строительства Сергея Матвеевича Быховского (1 мая 1937 года, прямо во время движения первой флотилии судов к Москве), обвинение в соучастии в государственном перевороте, организации покушения лично на И.В. Сталина силами подчинённых сотрудников Дмитлага. Конкретно –
2 мая 1937 года, во время церемонии открытия движения по каналу в Северном речном порту столицы.

Будут расстреляны многие видные работники строительства. Как заключённые, так и вольнонаёмные, как большие начальники, так и рабочие (включая женщин, парикмахеров и уборщиц помещений).

Сталин не пожалует на торжественный митинг в Северный порт, охладеет к Каналу, даже никогда не проплывёт по нему и не увидит собственного гигантского памятника на Большой Волге. Хотя до этого очень интересовался и не менее трёх раз приезжал на трассу в период строительства.

Будет зачислен в заговорщики и исчезнет журналист Роман Тихомиров. Пропадёт вместе со всей семьёй «неудачно женившийся» на сестре Генриха Ягоды («врага народа») главный архитектор Канала Иосиф Фридлянд. А мы не получили красивейшего парка «Волжская Голландия» в нынешней Дубне.

Несмотря на усилия, приложенные Управлением канала имени Москвы и ВРГС к воссозданию этого проекта после войны, город-курорт Большая Волга так и не появился. Случился совсем другой поворот судьбы.

А в истории не предусмотренного начальным проектом озера Лебяжье или Второго участка ещё предстоит разобраться.

Владимир Родионов, краевед общества «Москва-Волга», экскурсовод Музея археологии и краеведения Дубны

Оставить комментарий