Дубна со всех сторон: глобально, локально, индивидуально

Об истории МКШ

14 августа 2018
Об истории МКШ
Открытие 30-й юбилейной Международной компьютерной школы состоялось 4 августа на базе д/о «Ратмино» ОИЯИ в Дубне. Об истории этого уникального проекта рассказал научный руководитель Школы, инженер Учебно-научного центра (УНЦ) П.Д. Ширков. 29 лет и 9 месяцев тому назад, хмурым ноябрьским вечером почти в центре Москвы, на Красной Пресне, группе молодых тогда еще ученых и педагогов советских научных организаций и вузов пришла в голову идея о проведении 1-й МКШ. Проект был финансово поддержан только что учрежденным Международным компьютерным клубом. Его президентом в то время был директор Института прикладной математики им. М.В. Келдыша АН СССР Курдюмов С.П., член-корреспондент АН СССР. Местом проведения была выбрана Дубна, и Объединенный институт ядерных исследований стал первым организатором Школы. Прекрасным солнечным днем 31 июля 1989 года по Дубне с флагами стран участниц прошли участники 1-й школы, которые представляли СССР, Чехословакию, Польшу и Германию. Нынешний юбилей, соответствующий возрасту зрелости, Школа проводит в своей «колыбели» — в Дубне, в гостеприимном Ратмино, под сенью ОИЯИ. Школа вернулась на свою историческую родину в конце 90-х, посетив наукограды юга Подмосковья – Пущино и Протвино. И после «бурь и гроз» последних лет, нам удалось наконец-то восстановить в полном объеме классическую модель проведения МКШ: и по оптимальному количеству участников (60 слушателей и 20 наставников и ассистентов), и по организационным и образовательным формам ее проведения. Таким образом, та модель, которая родилась 30 лет назад, подтвердила свою живучесть, и нашу прозорливость. Школа пережила развал СССР, политические и экономические кризисы, переустройство государства и те реформы, которые оно проводило и проводит до сих пор. Это было бы невозможно без преданности делу всех исключения моих коллег и соратников, и тех, кто стоял у истоков (некоторые из них нашли возможность навестить Школу в день ее открытия, например, профессор В.Б. Хозиев, доктор психологических наук), и тех, кто, приняв нашу модель, продолжает помогать в проведении Школы. Сейчас на Школе присутствуют не только дети первых ее участников, но и третье поколение молодых помощников (ученики учеников – педагогические «внуки»), многие из которых в свое время тоже были слушателями. Конечно, это было бы невозможно без помощи и поддержки организаций, которые в разные годы давали «крышу» и подставляли свое плечо: институты прикладной математики и математического моделирования Академий наук СССР и России сменил 5 лет тому назад наш прародитель – ОИЯИ. Без помощи руководства УНЦ и дирекции ОИЯИ, его структур, вряд ли бы мы себя чувствовали столь уверенно и комфортно! Огромное им за это спасибо! Школа бы не выжила сама по себе, если бы рядом не возникали похожие, родственные образования. В 1988 году родилась ХИМЕРА – Летний химико-математический лагерь МГУ, организованный Славой Загорским. Химера старше нас на год и живет и поныне, в новом формате. А вот в 1992 году, чтобы выжить, Химера и МКШ объединились в Летний университет. Часть «птенцов» ХИМЕРЫ, представляющие МГУ, работают у нас много уже лет. В 1991 году появился ДИАЛОГ – летняя Школа юных исследователей, хорошо известная в Дубне, а ее создатель – Юрий Петрович Курлапов – был первым директором МКШ в 1989 году. В начале этого тысячелетия из лона МКШ вышла летняя физико-математическая Школа ИПМ – «СЛОН», одним из руководителей которой стал ученик МКШ – Иван Неретин. Хочется пожелать многие годы всем этим школам! Сохранение Школы было бы не возможно без поддержки Фондов и спонсоров: в этом списке как хорошо известные, такие как Фонд Сороса, РФФИ и РГНФ, Фонд «Династия» Дмитрия Зимина, программа Лифт в будущее АФК «СИСТЕМА», так и небольшие компании и частные лица, некоторые из которых в разные годы были и слушателями Школы, и ее наставниками. Здесь трудно перечислить ВСЕХ, кто за эти годы помогал Школе. Низкий им за это поклон от меня и моих коллег! За 30 лет Школа обзавелась различными традициями. Некоторые из них присутствуют на символике, какие-то установились, какие-то находятся в стадии становления. Вот некоторые из них. У нас нет классно-урочной системы – вся деятельность направлена на освоение значимой для слушателей действительности через исследование окружающего мира методами конкретных наук и конструирование новых устройств. А значит есть место поиску и ошибкам, и приходится осваивать методологии моделирования через совместную проектную деятельность. Для учащихся основной Школы предложены исследования в проектах: «Домашнее станкостроение» (основы инженерного дела и робототехники), «Фотоаппарат» (физика и микроэлектроника), «Осада крепости» (физика и математика), «Авиатор» (физика, математика и конструирование), «Кристаллы» (химия), «Литературная археология» (филология и история), «Сам себе спасатель» (биология и физиология). У нас нет института вожатых: есть наставники, ассистенты и слушатели, которые организуя совместную деятельность «всем миром», пытаются сделать эти 15-18 дней насыщенными и продуктивными. У нас есть ритуалы, например, выборы открытым общим голосованием человека Дня, выдвигаемого участниками, и выборы Человека Года. Победитель этой номинации участвует на следующий год в Школе за счет организаторов. В прошлом году были учреждены две новые номинации – лучший юноша-новичок, и лучшая девушка-новичок. В этом году международный статус обеспечивают представители США, Швейцарии и Республики Беларусь. Россия делегировала на Школу детей из Санкт-Петербурга, Москвы, городов и поселков Подмосковья – Дубны, Обнинск, Серпухов, Протвино, Долгопрудный и Пушкино. Школа завершится отчетной конференции участников 18 августа. Фото Елены Пузыниной, НИО ОИЯИ 


Возврат к списку




Яндекс.Метрика