Дубна со всех сторон: глобально, локально, индивидуально

«Остров свободы»

28 октября 2016
«Остров свободы»
Дубна, ровесница эпохи «оттепели», нередко давала приют выдающимся деятелям отечественной литературы, изобразительного и музыкального искусства. Именно в Дубне поэты и художники, актёры и барды насыщались тем же воздухом свободы, которым дышали Блохинцев и Боголюбов, Векслер и Курчатов, Понтекорво и Флёров, многие другие физики, составляющие научный цвет Дубны середины XX века. «Хрущёвской оттепелью» обычно называют исторический период, наступивший сразу после смерти И.В. Сталина и продолжавшийся примерно десять лет вплоть до снятия с поста Н.С. Хрущёва в 1964 г. Именно во время «оттепели» в СССР возникло совершенно новое, до той поры неизвестное направление поэтического и музыкального творчества — так называемая авторская песня. «Поющие поэты» (барды) — Булат Окуджава, Юрий Визбор, Александр Городницкий — стали создавать очень искренние произведения с простой музыкой и понятной всем интонацией, а появление магнитофонов способствовало их доступности широкому кругу людей. В 1960 г. в журнале «Юность» вышла статья Станислава Рассадина под заголовком «Шестидесятники», после чего этот термин сразу ушёл в народ, и представителей интеллигенции той знаменательной эпохи стали именовать «шестидесятниками». Дубна — в географическом смысле остров — была в 1960-е гг. неким островом духовной свободы. Юрий Петрович Любимов, впервые попавший к нам, сразу это понял и говорил позже: «Даже при некоторых ограничениях Первого отдела Института, духовная жизнь в Дубне тогда была очень насыщенной. Это отличало Дубну от других городов. Это было спецификой Дубны». Действительно, Дубна была не только средоточием научных исследований, но и оазисом свободных поисков, местом дискуссий и споров, открытого обмена мыслями и мнениями, а сами физики превратились в героев нашего времени, независимость которых от царствовавшей тогда идеологии была весьма и весьма притягательной для общества. Именно в Дубне «физики» и «лирики» обрели то согласие, которое позволило преодолеть небезобидные попытки противопоставить их друг другу. Академик Георгий Николаевич Флёров так размышлял на эту тему: «С моей точки зрения, деление на физиков и лириков выдумано кем-то, желавшим прославиться на волне искусственной дискуссии. Не существует людей, мыслящих только математическими категориями или только художественно. Напомню, что лучшие студенческие песни 60–70-х написали физики. Учёный — человек с большой эрудицией. О какой эрудиции может идти речь, если накопленные веками ценности мировой культуры будут для нас за семью замками? Откуда возьмётся широта мышления?» Научные таланты выдающихся учёных Дубны часто сопрягались с художественными. Судите сами. Первый директор ОИЯИ академик Дмитрий Иванович Блохинцев (1907–1979) был ещё художником и поэтом: он оставил в наследие потомкам прекрасные картины, а также поэтический сборник «Муза в храме науки». Академик Николай Николаевич Боголюбов (1909–1992) слыл полиглотом, а также знатоком классической литературы и истории. Академик Бруно Максимович Понтекорво (1913–1993) профессионально увлекался многими видами спорта. Академик Георгий Николаевич Флёров (1913–1990) известен как «покровитель» Театра на Таганке. Академик Дмитрий Васильевич Ширков (1928–2015) был поклонником авторской песни: являясь заведующим отделом Сибирского отделения АН СССР, в марте 1968 г. он возглавил оргкомитет Первого Фестиваля авторской песни в Академгородке под Новосибирском. Академик РАН Владимир Георгиевич Кадышевский (1937–2014) с детства играл на скрипке и всех удивлял великолепным знанием классической музыки. Академик РАН Алексей Норайрович Сисакян (1944–2010) был автором нескольких поэтических сборников. Среди дубненских учёных-поэтов хорошо известны Г. Копылов, Л. Обухов, Г. Варденга, Г. Ососков, И. Мешков, Е. Шабалин, В. Говорова и многие другие. Наш город в шестидесятые был по-настоящему притягательным для творческих людей, больших художников, вдыхавших здесь воздух вольного полёта мысли, а, вдохнув его, обретавших то, что называют вдохновением, созвучным слову «дыхание». Широта мышления и интеллектуальная раскрепощённость дубненских учёных, о которых говорил Г.Н. Флёров, а также атмосфера таинственности, которой была овеяна причастность поискам в области ядерной физики, вдохновляли людей искусства на рождение своих пронзительных и смелых произведений. Из-за своей секретности и загадочности фигуру учёного-физика в начале шестидесятых окружал ореол романтики, и вскоре она становится популярной у лириков — людей музыки, театра и кино. Михаил Ромм снимает в 1962 г. в Дубне фильм о физиках «Девять дней одного года»; Юрий Любимов в 1963 г. привозит в Дубну свой легендарный курсовой спектакль «Добрый человек из Сезуана», после чего возникает идея создать на базе нашего Дома культуры Областной драматический театр во главе с ним; Андрей Вознесенский создаёт свою знаменитейшую поэму «Оза» с подзаголовком «Тетрадь, найденная в тумбочке дубненской гостиницы», а только что созданный Театр на Таганке ставит спектакль по его стихам под общим физическим названием «Антимиры»; Евгений Радомысленский примерно в то же время работает над спектаклем по пьесе Максима Сагаловича «Тихие физики», а уже побывавший у нас, но ещё неизвестный широкой публике Владимир Высоцкий сочиняет к нему «Марш студентов-физиков», ставший позже гимном молодых учёных... Можно долго перечислять представителей отечественной культуры и искусства, которые с большим рвением стремились выступить в нашем городе. Все они были в начале своего творческого пути и отчасти проверяли на нашем «контингенте» свои таланты. Так, например, частым гостем был Юрий Визбор, любивший навещать своих дубненских друзей, вывозивших его на Волгу и на Московское море. Ветеран ОИЯИ, кандидат физико-математических наук Инна Николаевна Кухтина рассказывает: «Мы тогда каждое воскресение в походы ходили: на велосипедах, на байдарках, на яхте... Теоретик Лёня Заставенко всегда “был готов”. По нашей команде он шёл на лодочную станцию, брал шесть-семь лодок, связывал их и пригонял к памятнику Сталину на Большой Волге. Мы отправлялись оттуда, чтобы не тратить время на шлюзование. И вот пару раз в походе с нами были Юрий Визбор и Евгений Клячкин. Визбор — такой потрясающий, открытый для всех! А рассказчик какой! Мы ночи не спали — его слушали у костра... хохот стоял! Он очень юморной!» Фрагмент статьи Любови Орелович, замдиректора ДК «Мир» ОИЯИ, полный текст - в №2 альманаха «Подмосковный летописец» На фото С. Сычкова - Владимир Высоцкий с дубненцами в гримерке ДК «Мир», 1979 г. 


Возврат к списку




Яндекс.Метрика