Дубна со всех сторон: глобально, локально, индивидуально

Проект «Эльба»

10 августа 2019
Проект «Эльба»
Подобно тому, как выпускник школы стоит перед выбором, кем стать, так и современная Дубна в период своего становления в 30-40-е годы прошлого века не раз находилась на перепутье – по какой дороге пойдёт становление города? Этот небольшой рассказ об одном не сбывшемся варианте возможного развития Дубны. В конце 30-х годов прошлого века на территории будущей Дубны, на левом берегу Волги построили завод гидросамолётов. Площадка, выбранная для размещения предприятия, имела целый ряд существенных недостатков. Пожалуй главным из них являлось отсутствие подъездных железнодорожных путей. Станция Большая Волга располагалась на противоположном берегу Волги. Это накладывало серьёзные ограничения, как на возведение завода, так и на его дальнейшую эксплуатацию. Однако данное препятствие отступало на второй план по сравнению с наличием огромной водной поверхности Иваньковского водохранилища, своеобразного аэродрома для гидросамолётов. Во время Второй мировой войны 1939-1945 гг. во всех странах участницах происходил своеобразный естественный отбор различных образцов боевой техники. В частности оказалось, что оптимизм 1930-х годов связанный с гидросамолётами не оправдал себя. Большинство задач, первоначально возлагаемых на этот вид авиационной техники, за редким исключением, могли гораздо успешнее выполнять обычные типы самолётов, взлетающие с береговых аэродромов. Гидросамолёты уступали им по скорости и манёвренности, что играло важнейшую роль в боевых условиях. Иваньковский завод №30, ставший весной 1942 года после возвращения их эвакуации опытным заводом №458, с теряющим актуальность профилем, по всей видимости, к концу войны перестал представлять для Наркомата авиационной промышленности существенный интерес. Новый толчок развитию завода мог дать перевод на его базу в 1944 году КБ Горбунова, осваивающего новую реактивную тематику. Владимир Павлович Горбунов увековечил своё имя в названии истребителя ЛаГГ-3 (Лавочкин, Горбунов, Гудков), стоявшего на вооружении ВВС во время Великой Отечественной войны. Но летом 1945 года случается непредвиденное – главный конструктор трагически уходит из жизни. Один из бывших сотрудников Владимира Петровича, с чьих-то слов, так описал обстоятельства его гибели: «Горбунова пригласили половить рыбу на Московском море… Горбунов стоял в катере рядом с рулевым, а Шура Шабан устроилась на корме. Она позвала его, он обернулся, а в это время рулевой увидел перед лодкой бревно и резко повернул. Владимир Петрович выпал за борт». Отвлечёмся на некоторое время от авиации и перенесёмся в область электроэнергетики. До настоящего времени передача электроэнергии на большие расстояния осуществляется преимущественно с помощью линий электропередач (ЛЭП) переменного тока. Менее распространены ЛЭП постоянного тока. Однако работы над их совершенствованием продолжаются во всём мире достаточно интенсивно. У каждого из типов передачи электроэнергии есть свои преимущества и недостатки. В этой небольшой статье нет смысла на них останавливаться. В 30-40-е годы прошлого века гитлеровская Германия находилась на лидирующих позициях в области разработки ЛЭП постоянного тока высокого напряжения. В 1941 году несколько немецких фирм, включая AEG и Siemens, получили заказ на проектирование и строительство 115-ти километровой подземной кабельной линии, мощностью 60 МВт, от электростанции Вокероде на реке Эльбе в столицу Рейха Берлин. Проект получил название «Эльба». Использование подземного кабеля объяснялось тем, что в период военного времени такая линия будет менее заметной целью на случай бомбардировок. Для преобразования тока применялись ртутные вентили. Работы начались в 1943 году. Использовались два одножильных подземных кабеля с алюминиевыми проводниками. Проводник имел трехсекторный сердечник и второй слой из плоской проволоки. Применение алюминия, менее ценного материала, чем медь, объяснялось условиями военного времени. Сооружение подземной линии электропередачи Эльба-Берлин немцы завершили в апреле 1945 года. Оставалось провести тестовые пуски. В таком состоянии она досталась Советской армии в качестве трофея. Руководство принимает решение демонтировать всю систему и перевезти её в СССР. 18 октября 1945 года распоряжением Совета народных комиссаров создаётся Научно-исследовательский институт постоянного тока (НИИПТ) и опытный завод при нём. 30 ноября утверждается Положение об институте, а 1 декабря выходит приказ Наркомата электростанций (НКЭС) о создании института и опытного завода. Местом размещения выбран посёлок Подберезье Кимрского района Калининской области. По приказу Наркомата авиационной промышленности от 10 декабря 1945 г. часть площадей завода № 458 требуется передать в НКЭС. Чем же собирался заниматься новый НИИ со своим опытным заводом? «…перед страной встала проблема восстановления хозяйства, разрушенного в ходе военных действий. Одновременно были поставлены задачи по модернизации и созданию новых отраслей промышленности и внедрению новых технических решений в различных областях науки и техники. В электроэнергетике в этой связи наряду с созданием крупнейших электростанций, объединением энергосистем, освоением новых классов напряжения линий электропередачи предлагалось создать передачи постоянного тока (ППТ) для транспорта больших объемов электроэнергии на дальние расстояния… Из немецких публикаций военного времени было известно, что в Германии велись работы по созданию мощных ППТ, которые предполагалось использовать для передачи в Германию электроэнергии от крупных гидростанций на Днепре и Волге, сооружение которых планировалось в СССР до войны. В качестве пилотного проекта программы создания будущих сверхдальних и сверхмощных ППТ в Германии во время войны сооружалась опытно-промышленная воздушно-кабельная ППТ Эльба – Берлин. ППТ Эльба – Берлин не была введена в эксплуатацию, и оборудование этой передачи было включено в объем репараций… Для творческого освоения этой техники и последующего проектирования мощных ППТ… был создан Институт по передаче электроэнергии постоянным током высокого напряжения (НИИПТ). В создании и становлении института участвовали многие выдающиеся руководители и ученые того времени – Д.Г. Жимерин, И.И. Угорец, А.Н. Некрасов, А.А. Горев, М.А. Шателен, М.П. Костенко, М.А. Заславский и др.». В ряде публикаций первым директором института называют А.Н. Некрасова. От Берлина до Эльбы примерно такое же расстояние, как от Волги (в районе Иваньковской ГЭС) до Москвы. Поэтому вполне логично представлялось использовать на этом участке трофейное оборудование и кабель для передачи электроэнергии от ГЭС в Москву. Забегая вперёд, можно сказать, что институт просуществовал на левом берегу Волги в Подберезье около года. Удалось ли развернуть здесь работы или дело ограничилось подготовительными мероприятиями, пока выяснить не удалось. Открытым также остаётся вопрос – собирались ли в рамках данной тематики перевозить в Подберезье немцев-энергетиков? А может быть кто-то из них здесь даже успел поработать? С 6 марта по 2 июля 1946 года идёт передача заводом №458 Наркомата авиационной промышленности производственных и жилых помещений Научно-исследовательскому институту постоянного тока. Однако в высоких московских кабинетах в это же время начал раскладываться другой пасьянс. Вдруг оказалось, что то, что раньше считалось недостатком левобережной промышленной площадки, где размещался авиационный завод, является огромным плюсом для ещё одного проекта. Возникла необходимость разместить на территории Советского Союза большой группы немецких авиационных специалистов фирм «Юнкерс», «Зибель», «Хенкель» вместе с семьями. Изолированная территория левого берега будущей Дубны как нельзя лучше подходила для своеобразного лагеря без колючей проволоки, из которого достаточно сложно попасть во внешний мир. Отсутствие железной дороги, Волга с юга, Иваньковское водохранилище с запада, бескрайние леса и болота с других сторон. Плотина и туннель являлись режимными объектами, и проход через них без пропусков был закрыт, а единственную автомобильную дорогу на Кимры при желании можно было достаточно легко контролировать. Сложно сказать насколько серьёзным оказалось «бодание» между наркоматами электростанций и авиационной промышленности по выводу с левого берега только-только начавшего здесь размещаться НИИ постоянного тока. Возможно, что рассматривались варианты совместного существования двух проектов. Как бы там ни было, но в итоге с 10 сентября 1946 г. НИИПТ начинает обратную передачу помещений Наркомату авиационной промышленности (опытному заводу №1, бывшему заводу №458, ещё ранее называвшемуся заводом № 30). К 12 ноября передача окончена. 20 октября НИИПТ переводится в Москву, и практически сразу после этого в декабре 1946 г. в Ленинград. В Москве остаётся филиал института. Можно отметить, что в Ленинград в 1946 году из Подберезья вывели также КБ гидросамолётов в составе примерно 100 сотрудников. Итогом работ НИИПТ по немецкой тематике стало создание опытно-промышленной кабельной электропередачи постоянного тока ППТ Кашира – Москва протяжённостью 112 км, из демонтированного и перевезённого в СССР с участием немецких специалистов кабеля и оборудования преобразовательных подстанций. Помимо кабеля с линии Эльба-Берлин использовался также кабель советского производства. Расстояние от Каширской ГРЭС до Москвы почти такое же, как и от Иваньковской ГЭС. Поэтому неудивительно, что именно Каширскую станцию выбрали в качестве замены Иваньковской. Проект закончили в 1950 г. Это была первая в мире промышленная ППТ. Система страдала от многих поломок, возможно, потому, что кабель, привезенный из Германии, был поврежден во время восстановления и транспортировки. На сегодняшний день линия выведена из эксплуатации. Вторая в мире ППТ была построена в Швеции и пущена в 1954 г. Сложно судить, как бы повернулась судьба города, если бы в будущей Дубне остался работать НИИ постоянного тока. Скорее всего, вместо улицы Березняка существовала бы улица Некрасова. Но это уже из области альтернативной истории… Источники Известия НИИ постоянного тока. Научный сборник № 6, Санкт-Петербург. 2010 Л. А. Кощеев «История НИИПТ – НТЦ ЕЭС: 1945–2015», Известия НТЦ Единой энергетической системы № (1) 72, 2015 г. Thomas Worzyk, Modern Power Systems - 100 Years of High Voltage DC Links, ABB Power Technologies, Karlskrona, Sweden. 2007. https://ru.wikipedia.org/wiki/Проект_«Эльба» https://ru.wikipedia.org/wiki/Высоковольтная_линия_постоянного_тока https://www.digifokus.de/Locations/Kraftwerk_Vockerode Леонид ЧЕТВЕРИКОВ На фото: юбилейный значок, выпущенный в 1970 году


Возврат к списку




Яндекс.Метрика