Дубна со всех сторон: глобально, локально, индивидуально

Речные проекты

7 октября 2018
Речные проекты
Объем инвестиций в модернизацию Иваньковской ГЭС №193 в районе Дубны превысит два млрд рублей. До 2024 года Правительство РФ планирует кардинальным образом нарастить инвестиции в инфраструктуру, включая морской и речной транспорт. Развитые транспортные пути должны стать одним из основных факторов, способствующих ускорению роста ВВП. Значительной частью водных путей управляет Федеральное государственное бюджетное учреждение (ФГБУ) «Канал имени Москвы». Но перевозка грузов и пассажиров не единственная задача этой структуры. Канал снабжает население и хозяйствующие субъекты питьевой и технической водой, производит электроэнергию, способствует развитию внутреннего туризма. О показателях и планах предприятия «Финансовой газете» рассказал заместитель руководителя по инвестициям и развитию ФГБУ «Канал имени Москвы» Владимир Маркин. – В майском указе президента Владимира Путина особое внимание уделяется развитию инфраструктуры. В целом на эти цели будет выделено 7 трлн руб., из бюджета – 2,3 трлн. Как в этой связи будет развиваться речное судоходство? – Речное судоходство неразрывно связано с развитием субъектов Федерации, так как инженерная инфраструктура может быть затратной или доходной. Важное направление – экология рек и озер, ведь это источники питьевой воды. Поэтому необходимо затрагивать не один регион, а сразу несколько по цепочке расположения водохозяйственных объектов. В инфраструктурные речные проекты необходимо привлекать еще больше средств. Это очевидно. Сами видите состояние причалов на реках. Бюджетных средств не хватает, необходимо развивать инвестиционный рынок. Привлечение частных инвесторов – залог окупаемости капиталовложений. Если мы убедили инвестора вложить деньги во флот, это значит, что он трижды посчитал потенциальные прибыли и убытки и взвесил все риски. Наша задача – увеличить инвестиционную активность на реке. – Правовая форма Федерального государственного бюджетного учреждения, как утверждают многие эксперты, не так эффективна для частных инвестиций по сравнению с акционерными обществами. Даже если они со 100%-ным государственным участием. – Никто с этим не спорит. Мы считаем, что канал имени Москвы будет развиваться, опираясь на механизмы государственно-частного партнерства и концессии. Никто не запрещает ФБГУ начинать инвестиционные программы и  сервисные контракты. Мы за истекший год кратно увеличили перевалку по инертным материалам (щебень, песок, гравий), потому что организовали работу на причалах для тех участников, кому это интересно и выгодно. – Каких производственных и финансовых показателей канал имени Москвы достиг в последнее время? Каковы перспективы? – Растет динамика по инертным материалам. Но не только. Недавно началась работа над новым крупным проектом в Тверской области, в Завидово. Там находится наше бассейновое управление. Речь идет о порте на Волге. Это дает новую парадигму в сфере формирования отдыха, особенно круизного. У многих нет времени на длинные речные круизы старого образца, когда судно отходит из московского порта и 19 часов идет по каналу до Волги и столько же времени уходит на возвращение. На автомобиле по новой трассе Москва – Петербург до нового порта  уйдет около 45 минут, а не 19 часов. В итоге мы сэкономим почти 2 выходных дня для занятых клиентов. – Какими еще инвестпроектами занимается канал имени Москвы? – Наши основные задачи следующие: поставки питьевой воды, выработка электрической энергии, цивилизованное обслуживание рекреационных водных зон.  Спрос на прибрежные участки канала растет год от года. Однако пока преобладают хаотично отдыхающие, зачастую купающиеся там, где это категорически запрещено по требованиям безопасности для самих же отдыхающих. Поэтому нам нужны организованные территории для туристов и местных жителей. В этом случае важен более жесткий контроль над водопользованием. Довольно часто фиксируются отклонения от условий подписанных договоров. Отдельная тема – транспортный потенциал канала. Например, мы намерены вернуть на речные пути крупные и доходные перевозки нефти и нефтепродуктов. Дело в том, что РЖД применили демпинг при установке тарифов на перевозку продукции топливно-энергетического комплекса (ТЭК). Но есть возможности для продолжения конкурентной борьбы с железной дорогой. Есть и другие перспективные платные услуги: строительство новых заправочных комплексов, переход речного флота на газомоторное топливо. – Насколько перспективны перевозки твердых коммунальных отходов? – Москва и Московская область ежегодно выдают на-гора порядка 22–24 млн т твердых коммунальных отходов (ТКО). Для вывоза столь масштабного груза требуется несколько тысяч грузовиков, которые, если их вытянуть в линию вдоль МКАД, займут примерно половину трассы. Нагрузка на бюджеты и экологию колоссальна. Если же вывозом мусора займется речной флот, то вредные выхлопы от используемого топлива уменьшатся в 85 раз. К тому же перевозки ТКО водными путями значительно дешевле, чем по железной дороге. – Но зимой водные пути покрываются льдом. – Верно. Но в зимнее время дешевле автотранспорта использовать железнодорожные вагоны. Необходимо связать речной, железнодорожный и автомобильный транспорт в единый транспортный узел. Вот классический пример трансмодальности, это современная парадигма. Наиболее оптимальное решение, уже отработанное, кстати, в ходе перевозок инертных материалов. – Есть ли уже контрагенты и конкретные договоренности? – Главные игроки рынка – те, кто владеет мусором. С ними есть договоренности, но предварительные. – Западные инвесторы подключаются? – Интерес есть. Например, речными перевозками мусора готовы заняться французская компания Energy de France и сербские коллеги. Но проще будет работать с российскими резидентами. – Какие конкретно объемы ТКО можно перевозить речным транспортом? – До 8,5 млн т ежегодно. К тому же речь идет не о простой перевозке. Создается своего рода замкнутый производственный цикл: упаковка и погрузка на корабль, транспортировка, приемка и рециклинг, наконец, переработка и захоронение либо на мусороперерабатывающих заводах, либо мусоросжигающих, либо на полигонах. Сжигание части мусора может дать до 2,55 млн мВт электроэнергии в год. Доходность – до 5-12 млрд руб. в год. – Обратимся к модернизации ГЭС, работающих в системе канала имени Москвы. Какой объем инвестиций планируется на эти цели? – Планируется реконструировать все 7 ГЭС, увеличив их мощность и выработку на 20%. Возьмем, например, модернизацию Иваньковской ГЭС №193 в районе г. Дубны. Объем инвестиций – 2,1 млрд руб. Срок окупаемости – 5-6 лет. Мощность генерирующего оборудования – 30 мВт, после модернизации – 36 мВт. Выработка – 89 млн кВт/ч. После реконструкции – 107 млн. Запланировано строительство генерирующих мощностей на тех гидроузлах, на которых их пока нет. – Предусматривается ли модернизация насосных станций? – Производительность пяти насосных станций планируется увеличить в ближайшее время на 30%.


Возврат к списку




Яндекс.Метрика