Дубна-inform

С жителями согласуют

08:42 26.05.2014

Публичные слушания могут распространить за пределы генплана. Теперь местные власти должны будут согласовывать строительство небольших дорог, парковок, торговых центров, школ и прочих объектов.

Депутат Дмитрий Савельев подготовил поправки в правительственный законопроект о муниципальных программах застройки. Ко второму чтению планируется включить обязательство муниципалитетов проводить публичные слушания программ развития транспортной и социальной инфраструктуры — сейчас с жителями обсуждают только генеральные планы.

Поправками планируется скорректировать правительственный законопроект, который вносит изменения в Градостроительный кодекс и закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», — законопроект был принят в первом чтении 22 апреля. Согласно нему, местные органы самоуправления будут утверждать не только проекты генерального плана застройки территории, но и программы комплексного развития транспортной и социальной инфраструктуры. Раньше такие программы отдельно не выделялись в законах — законопроект «разработан в целях устранения правовых пробелов в области территориального планирования», говорится в пояснительной записке к нему.

Корректировки Савельева, подготовленные ко второму чтению этого законопроекта, предусматривают проведение публичных слушаний по поводу утверждения и корректировок этих программ.

— Мы вносим поправки, чтобы в конечном итоге уравновесить процесс строительства. Чтобы не только застраивать территории торговыми центрами и высотками, втыкать их, где надо и где не надо, а сделать города удобнее для людей. Поэтому я предложил программы развития транспорта и социальной инфраструктуры тоже выносить на публичные слушания и на утверждение местной властью. Это не только справедливо, но и технически более грамотно: жители лучше знают, что конкретно им необходимо — торговый центр или больница, — пояснил «Известиям» Савельев.

Будет ли принята во втором чтении эта поправка, зависит от решения профильного комитета (Комитет Госдумы по земельным отношениям и строительству). Обычно за несколько дней до второго слушания законопроекта комитет обсуждает поступившие таблицы поправок и выносит свои рекомендации по принятию тех или иных норм во втором чтении — в котором утверждаются все существенные детали законопроекта (в первом чтении за законопроект голосуют принципиально, а в третьем уже не принимаются поправки, только редакционные — лингвистические).

По мнению экспертов, если поправки будут приняты, это существенно повысит шансы на обсуждение строек с жителями прилежащих территорий.

— Органы государственной власти и ранее формально не имели возможности осуществлять строительство объектов без учета мнения граждан, — комментирует старший юрист адвокатского бюро «Юрлов и партнеры» Александр Кадетов. — Потому что вся деятельность по строительству в городских округах и поселениях должна соответствовать генеральному плану развития соответствующей территории и правилам землепользования и застройки. По действующему закону любая застройка должна в обязательном порядке проходить процедуру публичных слушаний, которые, к сожалению, превращены в формальность и фактического влияния на проекты планировки развития территории не имеют. Очень часто местных жителей просто не уведомляют о проведении публичных слушаний.

По мнению юриста, пока можно только предполагать, что утверждение законопроекта позволит гражданам активнее участвовать и влиять на процедуру планирования объектов инфраструктуры в пределах своего района.

— Даже если изменения будут приняты, ничего в поправках не говорит о том, что непосредственно жителей на самом деле о чем-нибудь спросят, — скептичен директор московского представительства Российской гильдии управляющих и девелоперов Екатерина Крылова. — Не стоит строить иллюзии, что публичные слушания — это механизм волеизъявления жителей. Есть масса имитационных схем, абсолютно законно заменяющих «народное вече». Они много лет применяются бизнесом в ситуации, когда государство требует от него соблюдения неких демократических принципов. Теперь «большое государство» (федеральная власть) может начать требовать от «малого государства» (муниципалитеты) ровно такой же игры.

Крылова уверена, что практически все потенциальные препятствия на местном уровне можно будет обойти, поэтому каких-либо рисков, связанных с потерей инвесторов, не последует.