Дубненцы по собственной инициативе приходят на помощь обитателям городского озера зимой, когда у них наступает кислородное голодание. Об итогах первой проверки жизни подо льдом и планах активистов в «Интервью 360» рассказал ихтиолог-энтузиаст Егор Сапожников.
- Что показала первая проверка, какова сейчас ситуация на озере в Парке семейного отдыха? Как чувствуют себя его обитатели?
- Пока ситуация нормальная. Все живы. Надеюсь, что так и будет до самой весны, до того момента, когда им перестанет угрожать замор от недостатка кислорода. В этом году зима пришла очень рано. Раньше мы могли наблюдать, что в эти же дни января рыба проявляла пищевую активность, питалась, находилась там, где, по сути, и должна, в придонных слоях воды. В этом году она уже поднялась к поверхности, ко льду, пищевую активность не проявляет, но пока достаточно живо перемещается подо льдом. Мы это видим явно. Поскольку используем объективные средства контроля. Это — эхолот и специальная подводная видеокамера. Ее мы приобрели перед началом этого зимнего сезона. Именно она помогла нам понять, что рыба сейчас поднялась под лед. Эти приборы настроены на то, чтобы показывать разные слои.
В прошлом году, когда использовался только эхолот, мы делали ошибочные выводы. Предполагали, что рыба ушла вглубь, скрывается в траве. Теперь мы понимаем ситуацию. Стало ясно, что рыба находится наверху, то есть у нее начинается кислородное голодание. Там кислорода больше, а внизу — вода застаивается, водоросли гниют и дышать тяжело.
- То есть сейчас уже существует угроза замора?
- В этом году угроза замора однозначно существует. Поскольку зима длинная, и л ед встал на месяц раньше. По косвенным признакам мы видим, что проблема приближается. Вода пока не пахнет, значит, гнилостные процессы еще «не зашли далеко». Сейчас рыбе более-менее комфортно дышать. Но уже совсем скоро ей понадобится помощь человека. Нужно будет проводить аэрационные мероприятия.
- Что такое аэрация? Это — современное явление или древний способ сохранить жизнь рыбам?
- Аэрация — это нормально. Это — процесс повышения количества кислорода, растворенного в воде. В проточных водоемах она природная, происходит естественным путем, за счет родников, притока ручьев, течения. Наше озеро в парке — закрытое. Родники там есть, но их недостаточно для аэрации. Поэтому будем применять искусственные методы. Они разнообразны и постоянно применяются в закрытых водоемах рыбхозов и рыбозаводческих хозяйств для улучшения жизни рыб.
Аэрация — обычное дело на производстве. Существуют промышленные приборы для обогащения воды кислородом. Волонтеры этим довольно резко занимаются. Рыбаки — иногда. А мы аэрируем народными методами, усовершенствуя их при помощи современной техники. В прошлом году мы уже получили опыт, как с помощью различных приспособлений обогатить воду кислородом. Мы можем сверлить по две-три лунки рядом, пробить между ними майны и перегонять воду из одной в другую. По пути она, как раз насыщается кислородом.
Это делается ледобуром, черпаком, обычным механическим коловоротом. Мы используем электрический ледобур. Он составляется из шуруповерта на аккумуляторах и рыболовного шнека для сверления лунок. Если шнек вращать, то он будет гнать воду как в прямом, так и в обратном направлении. Мы, кстати, вычислили опытным путем, что, если поставить его под углом, то это будет эффективнее. Таким образом, струя воды, обогащенной кислородом, уходит подо льдом дальше на 30 метров. Чтобы реально оценить его процент в воде, мы планируем также приобрести специальный прибор. А пока делаем это на основе поведения рыб.
- Чтобы сделать все эти выводы и произвести многочисленные манипуляции, вы, похоже, все дни зимой проводите на озере?
- Почти ежедневно там бываю. Люблю просто бывать у воды, мне нравится. И надо наблюдать за своими подопечными. Часто рыбачу с другими рыбаками по первому льду. С компанией коллег-энтузиастов занимаюсь аэрацией, запускаю рыбу в водоем. Поскольку мы сами это озеро не раз зарыбляли, я практикую спортивную рыбалку, если поймал, отпускаю обратно.
- Как определяются точки, где надо сверлить лунки?
- А сейчас это неважно. Рыба уже поднялась наверх. Совсем скоро она ощутит реальный недостаток кислорода. Чтобы она не задохнулась, нужно просто насверлить как можно больше лунок в самых разных местах. Их расположение совершенно не зависит ни от глубины, ни от ландшафта дна. Наобум находим точку, где скапливается рыба подо льдом и там начинаем аэрировать. Для этого требуются помощники. Будем начинать с одного-двух раз в неделю. Потом нужно будет делать ежедневно. Рассчитываем, что муниципалитет поможет, ведь озеро находится в его компетенции.
- А почему вы вообще обратили внимание на это озеро?
- Два года назад случилась такая же зима, как сейчас. И на этом водоеме произошел существенный замор рыбы. Из лунок, которые в конце зимы сверлили рыбаки, шла дохлая рыба. Мне говорили об этом очевидцы. У меня был опыт ухода за водоемом в подобной ситуации, когда я жил не в Дубне. Поэтому я включился в процесс. В результате прошлогодних аэрационных мероприятий весной 2016 года замора не было вообще.
- Зачем вы, бизнесмен, занялись спасением рыб?
- Я умею это делать. Хочу, чтобы рядом с моим домом был красивый живой водоем. Сюда можно прийти и порыбачить, погулять, наблюдая, как рыба резвится в воде. Мне это нравится. Кроме того, я вижу, что в этой ситуации можно небольшими средствами все это обеспечить. Поэтому мы и занялись сначала аэрацией, а потом зарыблением. Это была не только ответная мера на замор, которая позволила восстановить численность рыб. Это еще и некий эксперимент, который призван разнообразить флору озера и приблизить ее к естественному состоянию. Поскольку мне известно, что в подобных водоемах рыбы должно быть гораздо больше, чем сейчас.
- Для зарыбления что выбрали и почему?
- Мы запустили 500 мальков карпа. Они очень хорошо приживаются, все почти выжили. В первый сезон доросли до 500-600 граммов. А этим летом мне попадались особи весом до полутора килограммов. Потом привезли около сотни подлещиков, примерно тысячу красных карасей. Им здесь тоже очень понравилось. Экспериментировали и с экзотами. Очень комфортно себя чувствуют в нашей воде японские карпы-кои. По сути, они — те же карпы, только выглядят необычно — золотые, розовые, пятнистые. Их привезли исключительно из любви к искусству.
- Кто еще участвует в этой акции? Кто вас поддерживает?
- Очень большую поддержку я чувствую от моих коллег по рыбалке, от активистов дубненского форума, которые и вывели наш проект на такой масштабный уровень. Они в самом начале помогли собрать деньги на приобретение первой партии рыб для зарыбления озера. Кроме того, проект два года подряд получает премию губернатора Московской области, на средства которой теперь мы покупаем рыбу и оборудование. В этом году планируем приобрести прибор для измерения содержания кислорода в воде и несколько килограммов вьюна. Эта рыба, которую мне особенно хочется запустить в наше озеро, поскольку она будет помогать нам в аэрации. Красивая рыбка, как змейка, усатая, забавно выглядит, она чистит водоем. У вьюна гибридный способ дыхания, иногда он высовывается из воды, чтобы вдохнуть. Это — необычное зрелище, которое понравится дубненцам. Один раз мы попытались вьюна довезти до Дубны, не смогли. Теперь разрабатываем другой метод, чтобы справиться с задачей, учитывая особенности его перевозки. Это — планы на ближайшее будущее.
Филиал «360» Дубна