Взгляд на наш город и его жителей в 1946-53 годах глазами немцев.
По целому ряду причин в истории нашего города середины прошлого века существует достаточно много если не «белых пятен», то малоизученных моментов. Одним из них остается пребывание на левом берегу, в тогдашнем Подберезье, в 1946-53 годах немецких авиационных специалистов фирм «Юнкерс» и «Зибель» вместе с семьями. Мы были поверхностно знакомы только с внешней стороной их жизни и деятельности. В последние несколько лет появилась возможность посмотреть на наш город и на существование здесь в течение семи лет полуторатысячной немецкой колонии изнутри этой иностранной общины.
В Германии, естественно, на немецком языке, недавно вышли три книги воспоминаний, написанных детьми работавших здесь авиационных специалистов. Их названия в переводе на русский язык следующие:
- Клаус Якоб «Пока я не забыл это. Свидетельства моего времени», 2015,
- Дитер Шеллер «Приключения в Подберезье. Сын конструктора «Юнкерс» в России», 2016,
- Рената Клауснитцер «Пункт назначения неизвестен. Рассказ очевидца о жизни немецких авиаконструкторов, депортированных после Второй мировой войны в Советский Союз», 2017.
Авторы, сейчас уже достаточно пожилые люди, через всю свою жизнь пронесли светлое и доброе отношение к нашему городу. Если для их родителей депортация в Советский Союз, сюда, на берега Волги, воспринималась порой трагически, то дети относились к этому, как к своеобразному приключению, а жизнь в далёкой России, вероятно, казалась им жизнью жюльверновских героев на Таинственном острове.
Из этих публикаций можно узнать о различных бытовых деталях, учёбе в немецкой школе №2 (известной дубненцам как старая 3-я школа), отдыхе на дамбе и море, взаимоотношениях с соотечественниками из лагеря военнопленных, восприятии нас, русских, через призму немецкой культуры и о многом другом.
Книги перечисленных авторов содержат большое количество фотографий и рисунков, позволяющих по-новому взглянуть на знакомые дубненцам места.
Украшенное к празднику 1 мая флагами, лозунгами, портретами Сталина и Молотова здание несуществующего ныне левобережного клуба. Справа от входа расположен бюст Ворошилова. Сейчас на этом месте заросший пустырь. Фотография из книги Дитера Шеллера.
Мощённая булыжником дорога в Подберезье. В настоящее время это улица Кирова. Рисунок Герберта Якоба. Из книги Клауса Якоба.
1948 год. В настоящее время на месте этих одноэтажных бараков расположены высотки улицы Тверской. Снимок из книги Ренаты Клауснитцер.
Кроме фотографий из книг, за недавнее время много фотоснимков из личных архивов передано жившими в нашем городе немцами и их наследниками в музей Дубны и местным краеведам. Надо заметить, что к нам сюда прибыла научно-техническая элита Германии. Средний уровень жизни депортированных немцев был существенно выше, чем у обычных советских граждан, и фототехника, в отличие от нас, для них являлась обыденностью.
Ещё одним уникальным свидетельством того времени является сохранившаяся в личном архиве наследников доктора Георга Бакхауса (одного из ведущих германских специалистов по аэродинамике) 30-минутная кинохроника, снятая в Подберезье, Кимрах, Савёлове и Москве на любительскую камеру в 1953-54 годах.
Как рассказал Дитер Шеллер, он сам впервые узнал об этом фильме в 2007 году. Вместе с сотрудником Дрезденского университета, заведующим отделом аудиовизуальной техники, также как и Дитер - сыном авиационного специалиста из Подберезья, они посетили семью Бакхаусов. С согласия родственников старая плёнка была оцифрована. Перед нами проходят уникальные кадры, снятые на улицах Октябрьская, Ленина, Жданова (Тверская), Кирова, на берегу Волги, на дамбе и островах Московского моря…
Совершенно неожиданно интереснейшая информация о самых различных сторонах послевоенной жизни в Иваньково (Подберезье) всплыла в рассекреченных и выложенных несколько лет назад в Интернет документах Центрального разведывательного управления (ЦРУ) США - https://www.cia.gov.
Предыстория следующая. Когда, начиная с 1949 года, немецкие авиационные специалисты начали постепенно возвращаться из Подберезья к себе на родину, то часть из них перебиралась в западную зону оккупации, контролируемую американцами, англичанами и французами. Естественно, что наших бывших союзников по антигитлеровской коалиции чрезвычайно интересовало всё, что происходит в Советском Союзе, особенно в недрах оборонки.
Западные разведслужбы подготовили операцию под кодовым названием «Возвращение дракона» по переманиванию вернувшихся специалистов из советской зоны оккупации в западную. Им, в частности, предлагали престижную, хорошо оплачиваемую работу. Взамен эти люди подробнейшим образом в мельчайших деталях рассказывали сотрудникам спецслужб обо всех сторонах своей жизни в Подберезье.
Эти опросы касались как технических моментов работы над различными изделиями и нюансов работы опытного завода №1, так и мельчайших общественно-бытовых аспектов жизни Подберезья. К примеру, из этих документов ЦРУ можно узнать, сколько стоил литр молока на рынке и количество лампочек освещения в нашем туннеле. В качестве примера приведём фрагмент только одного документа, составленного в недрах разведслужбы США.
Схема района Иваньково от 25 апреля 1952 года с сайта Центрального разведывательного управления США.
В короткой газетной публикации нет возможности привести полностью пояснения ко всем цифрам в кружках. Ограничимся только некоторыми пунктами.
Пункт 4. Район манёвров (сейчас тут расположены «Репка», «Восход»)
«Эта область, состоящая главным образом из болот, использовалась в качестве района манёвров с августа по сентябрь. Я лично
(речь идёт от лица неизвестного немецкого специалиста, опрашиваемого сотрудником ЦРУ – прим. Л.Ч.) не наблюдал эти маневры, но получил известие от немецких свидетелей, что пехота, используя легкие танки и самолеты-разведчики, проводит учения. Я также слышал, что существовал небольшой палаточный городок, созданный в течение этих месяцев. Ни количество задействованных войск, ни любые другие детали мне не известны. Немец, который гулял около данного района в это время, удерживался в течение трех часов для допроса, прежде чем его выпустили. Я в любом случае избегал этой местности, поскольку это был малярийный район, наполненный гадюками».
Пункт 19. Дороги
«На схеме, приложенной к этому отчету, улицы и дороги закодированы в соответствии с типом покрытия. Та, которая обозначена как «кирпичная крошка», имела покрытие кирпичами от разрушенной церкви (Пункт 20). Немцы называли её «Kirchstrasse» - «Церковная улица»... Я не знаю, имелись ли у какой-либо из улиц названия или нет. Название «Kirchstrasse» использовалось только немцами и было определенно не официально». (Речь идёт об улице Орджоникидзе.)
О том, что конкретно строилось в то время на правом берегу, левобережным немцам достоверно известно не было. До них доходили лишь обрывочные слухи, из которых они делали выводы о том, что на месте будущего ОИЯИ расположен завод боеприпасов.
Пункт 46. Завод боеприпасов.
«[На схеме показано] приблизительное местоположение завода боеприпасов. Я наблюдал примерно 8-10 круглых зданий с коническими крышами на другой стороне реки. Эти здания были приблизительно 3,5 м высотой, включая крышу, и примерно 2,5 м в диаметре. Они были серого цвета, но я не знаю, что за материал использовался при их постройке. У этих конструкций имелось пространство 40-50 см между стенами и крышей, и я предполагаю, что эти отверстия были предназначены, чтобы уменьшить действие ударной волны от взрыва. Я однажды видел тот же самый тип зданий на заводе боеприпасов в Германии. Я также заметил очень высокое здание приблизительно 7-8 этаж позади них (пункт 47) и предполагаю, что это административное здание, так как у него было много окон (как у офисного здания). Полное наблюдение за этой областью было ограничено деревьями, растущими в районе завода и береговой линии. Я мельком видел этот завод в свое пребывание в Подберезье и видел его в
[вырезано цензурой ЦРУ][1]. Мне рассказывали советские рабочие на [левобережном] заводе, что район охраняется, и любого приближающегося к нему останавливала ещё издалека вооружённая охрана…[вырезано цензурой ЦРУ] забор из колючей проволоки и сторожевая вышка, когда она проходила вблизи. Я полагаю, что этот завод был «заводом боеприпасов», так как советские рабочие упоминали его своим термином означающим боеприпасы. Эти рабочие, токаря и другие станочники, рассказывали мне лично, что рассматривают отъезд с [левобережного] завода и попытку устроится на завод боеприпасов через реку, потому что они могли заработать там больше денег. Я слышал, что на заводе боеприпасов требовалось большое число токарей... Я также слышал от некоторых немцев, которые побывали на южной стороне Волги, что они столкнулись с немецкими женщинами, осуждёнными по уголовным статьям, и работавшими на заводе».
Желающие более подробно ознакомиться с данной темой могут сделать это в Интернете, на форуме «Дубна в истории» - https://forum.dubna-inform.ru
Леонид Четвериков, краевед
[1] Опубликованные в интернете на сайте ЦРУ документы серьёзным образом отцензурированы – из них вымарана вся информация, из которой можно установить личность человека, опрашиваемого сотрудником спецслужбы.
На верхнем фото - автомобиль, привезенный из Германии и принадлежащий Хайнцу Рессингу, возглавлявшему ОКБ-2. Заместителем Рессинга в те годы был А.Я. Березняк. На этом снимке машина переоборудована в передвижную громкоговорящую установку для использования в одном из спортивных праздников, проводимых немецкой общиной. На заднем фоне - здание заводского гаража. Фотография из книги Дитера Шеллера.