Дубна-inform

Вернуть ларьки

08:34 11.02.2019

Минпромторг намерен вернуть на улицы российских городов палатки и ларьки.

В России в два раза меньше торговых площадей на тысячу человек, чем во многих европейских странах. А производителей, которые хотят представить свои продукты на полках торговых сетей, гораздо больше, чем самих сетей и их магазинов, сообщил «Российской газете» заместитель министра промышленности и торговли России Виктор Евтухов. И рассказал, как Минпромторг намерен изменить ситуацию.

— Виктор Леонидович, в конце прошлого года в Госдуму был внесен разработанный Минпромторгом законопроект о нестационарной и мобильной торговле. Ведь это все уже было, но потом запретили, убрали. Разве этот формат себя не изжил?

Виктор Евтухов: Все в нашей жизни трансформируется и эволюционирует. Можно палатки назвать ларьками, а можно павильонами. И сделать все красиво, удобно и комфортно для потребителей.

Наши крупные торговые сети занимают 30-40 процентов рынка. Но сегодня производителей, которые хотят представить свои продукты на полках торговых сетей, гораздо больше, чем самих сетей и их магазинов. Если сравнить развитие нашей внутренней розничной торговли с развитием ее в других странах, то у нас в два раза меньше торговых площадей на тысячу человек, чем во многих европейских странах. А малая нестационарная розница — важнейший формат торговли, он существует везде.

— И сколько этой торговли появится в России?

Виктор Евтухов: Одних только автолавок в стране может появиться не менее 50 тысяч. Это дополнительная загрузка автопрома. И дополнительные инвестиции в мобильные форматы составят несколько сотен миллиардов рублей. Плюс будет развиваться вся сопутствующая инфраструктура.

Малая нестационарная розница дает рабочие места не только в торговле, но и в смежных сферах. По оценкам экспертов, развитие нестационарной и мобильной торговли дополнительно создаст до 250 тысяч рабочих мест.

Крупные торговые сети занимают 30-40 процентов рынка. Но сегодня производителей, которые хотят представить свои продукты на полках, гораздо больше, чем самих сетей и их магазинов.

— Но покупателей придется заново приучать к палаткам и ларькам, от которых они отвыкли и пристрастились ходить в большие магазины.

Виктор Евтухов: Никто ни от чего не отвык. В регионах малые форматы сохранились, особенно в небольших населенных пунктах, где торговым сетям работать невыгодно. Но зачастую наличие палаток зависит от личных предпочтений главы соответствующего муниципалитета. Там, где есть нормальное отношение к торговле, нестационарные и развозные форматы развиваются. Потом может прийти другой глава и принудительно все убрать.

Именно поэтому для защиты прав предпринимателей мы и разработали законопроект, который совершенствует правовое регулирование организации нестационарной и развозной торговли. Чтобы закрепить необходимые гарантии их деятельности.

— А бизнесу такие форматы интересны?

Виктор Евтухов: Да. Например, мясокомбинаты с удовольствием, если бы были четко прописаны правила, развивали бы мобильную торговлю.

Продажа мясных изделий из автолавок или фудтраков востребована населением. Малые форматы необходимы еще и потому, что в России имеется серьезный дефицит качественных торговых площадей. Малому бизнесу приходится переводить квартиры на первых этажах жилых домов в магазинчики, ютиться в подвалах и так далее.

— Рассчитываете, что в этом году ваш законопроект о нестационарной и мобильной торговле найдет поддержку у депутатов?

Виктор Евтухов: Надеемся на это. Это правильный законопроект, и мы считаем, что он действительно создаст условия для того, чтобы у нас развивалась конкуренция в торговле.

— Вы и рынки собрались возрождать. По ним тоже отдельный законопроект готовили. В каком он состоянии?

Виктор Евтухов: Заканчивается процедура согласования, затем внесем в правительство и Госдуму.

Количество рынков у нас за последние 10 лет сократилось катастрофически — в 5-6 раз. Но людям рынки интересны. Ведь это не просто место, куда приходят за покупками. Там свой колорит. Сейчас в Москве появились рынки нового формата с большими фудкортами, куда люди приходят покушать, пообщаться, приятно провести время.

Мы считаем, что рынки — очень важный канал реализации продукции для малых сельхозтоваропроизводителей, для фермерских и личных хозяйств. И конкурент для сетевиков. Чем больше игроков на рынке, тем ниже цены.

— Не сказала бы, что на наших рынках (тех, которые все-таки выжили после тотального сокращения) низкие цены.

Виктор Евтухов: На рынках разные цены, но продукты там и свежее, и зачастую качественнее, чем в супермаркетах, которые закупают большое количество полуфабрикатов или замороженной продукции.

Когда будет больше рынков, то больше будет конкуренция и среди тех, кто управляет рынками, и среди тех, кто там торгует. Рынки сегодня востребованы не только у нас, но и во всем мире. Например, в Испании 50 процентов фреша (свежих овощей, фруктов, мяса, рыбы) продается именно на рынках. И мы на рынках предлагаем разрешить торговлю сезонной продукцией от фермерских хозяйств, в том числе и из автомобилей.

— А сезонную торговлю — ярмарки выходного дня — нам нужно как-то модернизировать?

Виктор Евтухов: Это вполне могут делать местные власти. Были бы желание и фантазия.

Сезонные ярмарки — очень удобный мобильный формат. Ярмарку можно развернуть на какое-то определенное время в рамках каких-то мероприятий, она может переезжать. При этом при организации ярмарки не требуются капитальные затраты.

Фото Дмитрия Проценко

Оставить комментарий