Дубна-inform

Вместо 2 млн грузовиков

07:15 04.12.2018

В навигацию-2018 Московский бассейн пропустил около 30 млн тонн грузов. Большую часть составили минерально-строительные материалы, которые шли в столицу. Основным водным путем для перевозчиков остается рукотворное русло «Канала имени Москвы». Водные артерии Центральной России уже сегодня могут увеличить объем грузопотока в 2,5 раза и пропускать ежегодно 70 млн тонн разнообразных товаров, продуктов и сырья.

В структуре перевозок подавляющее большинство грузов – 85% – приходится на щебень, песок и песчано-гравийные смеси. В свою очередь, долю 8% занимает промышленное сырье, 6% – нефтепродукты и 1% – зерновые, лесные и прочие грузы, отмечает руководитель ФГБУ «Канал имени Москвы» Герман Елянюшкин. Основным потребителем этого грузопотока является российская столица. Как крупный финансово-индустриальный центр Москва нуждается в строительных материалах, промышленном сырье и оборудовании для реализации важных инфраструктурных проектов.

Стройматериалы перемещаются, в основном, по искусственному водному пути «Канала имени Москвы», а также по Оке и Москве-реке – непосредственно в столицу или на Волгу (с Волго-Балтийского бассейна транзитом через Рыбинск). Минеральные строительные материалы грузят и везут с Волго-Балта и Кимр в Тверь и Москву (пункты выгрузки Северной речной порт, Сходненский причал, причалы в районе Красной Пресни, Южный речной порт и Беседы), а также с месторождений на Средней Оке (Рязанская область) в сторону столицы (Беседы).

Отправными точками промышленных грузов (сырье и оборудование) являются погрузочные пункты на Волге – Нижний Новгород, Чебоксары, Казань, Сызрань, Самара, Тольятти, Бузан. Со всех регионов Московского бассейна идут баржи с металлоломом в Череповец, где находятся крупные перерабатывающие предприятия.

Нефтяные и зерновые грузы по Московскому бассейну проходят большей частью транзитом: их конечный пункт назначения – Санкт-Петербург. Зерно сюда идет водным путем из портов на Волге и Каме (Астрахань, Тольятти, Болгары, Жигулевск, Чистополь). А нефтепродукты поступают в Северную столицу из Астраханской области через перевалочные пункты в Ярославле и Кстово. В Москву же по воде доставляют судовое топливо для бункировки флота.

Следует отметить, что промсырье, генеральные и нефтяные грузы зачастую не имеют устойчивых направлений транспортировки. Соответствующие рейсы могут быть целевыми в каждом отдельном случае.

Существующая пропускная способность объектов инфраструктуры Московского бассейна позволяет увеличить объем перевозок в разы.

— Потенциально мы можем пропускать ежегодно более 70 млн тонн грузов, – говорит Герман Елянюшкин. – Водные магистрали сегодня являются едва ли не единственной альтернативой для перегруженных в центральном регионе и неразвитых на периферии автомобильных дорог. Уже сегодня мы сняли с задыхающихся автомагистралей столицы около 2 млн грузовиков вместимостью 15 тонн каждый.

Очевидно и ценовое преимущество водных перевозок. Пользуясь речным транспортом, оператор тратит в среднем 1,5 руб. за 1 тонн/км. При использовании железнодорожного сообщения перевозка обходится в два раза дороже – 3 руб. за 1 тонн/км. А самая дорогая – автомобильная транспортировка: 4 руб. за 1 тонн/км.

Чтобы увеличить объемы транспортировки и перевалки грузов в Московском бассейне, «Канал имени Москвы» привлекает инвесторов для развития причально-портовой инфраструктуры, сотрудничает с поставщиками нерудных строительных материалов и транспортными компаниями.

— Низкая себестоимость перевозок, возможность транспортировки негабаритных и крупногабаритных грузов, а также высокий уровень безопасности и экологичности – все это конкурентные преимущества водных артерий. Сегодня они имеют большой потенциал для развития. Задачу увеличить объем грузоперевозок по воде ставит Федеральное агентство морского и речного транспорта и лично Министр транспорта России Евгений Дитрих. Мы готовы обеспечить речной транзит необходимого сырья и материалов. Бизнесу остается только грамотно воспользоваться имеющимися мощностями Канала имени Москвы, – резюмирует Герман Елянюшкин.

ФГБУ «Канал имени Москвы» является крупнейшим воднотранспортным и водохозяйственным комплексом, выполняет функции органа государственного управления на внутренних водных путях в 12 субъектах Российской Федерации. Объекты предприятия включают 235 гидротехнических сооружений и 3842 км водных путей.

Оставить комментарий