Продолжение интервью ректора университета «Дубна» Дмитрия Фурсаева порталу
mosreg.ru. (
Часть первая)
- Университет «Дубна» входит в сотню лучших вузов России по версии рейтинга агентства «Эксперт РА». За счет каких показателей это удается?
- В сотню лучших вузов России по версии этого рейтинга мы входим уже в течение трех лет и сейчас занимаем 53-е место. Рейтинг основан на трех категориях показателей.
Первый тип показателей отражает условия для получения качественного образования в вузе: уровень преподавателей, объем финансирования на одного студента и др. Второй тип - уровень востребованности работодателями выпускников вуза. Как я уже говорил, мы очень тесно сотрудничаем с Объединенным институтом ядерных исследований, а также с другими уникальными работодателями Подмосковья - резидентами ОЭЗ «Дубна», предприятиями оборонно-промышленного комплекса.
И третий набор показателей отражает уровень научно-исследовательской деятельности, включая количество лабораторий, средства, привлеченные на выполнение научно-исследовательский работ. Что касается наукометрических показателей, наш вуз находится в первой двадцатке рейтинга РИНЦ, показатель цитируемости преподавателей в российских специализированных журналах последние 5 лет составляет более 60 цитирований на каждого автора, индекс Хирша университета - 135.
При анализе всех трех показателей рейтинга используется независимое анкетирование - опрашиваются и работодатели, и сами студенты, которые должны оценить качество своего образования. У нас хорошая репутация у работодателей, но только совокупность всех трех факторов формирует итоговый рейтинг.
- Как быстро ваши выпускники находят работу после окончания университета? Какой процент из них работает по специальности?
- Более 90% ребят трудоустраиваются в первый год после окончания вуза. Причем 70% выпускников работают по специальности. Это очень высокие показатели.
Для трудоустройства выпускников мы создали Аналитический центр «Образование и карьера». Кроме того, у нас уже много лет семь базовых кафедр готовят специалистов для ОИЯИ.
- Где стажируются студенты во время обучения?
- Студенты базовых кафедр Объединенного института ядерных исследований на старших курсах начинают работать в этой организации. Учась в магистратуре, они, как правило, уже получают долю ставки.
Кроме этого, мы отправляем студентов на зарубежные стажировки. Например, сейчас двое наших ребят находятся в университете Киндай в г. Осока в Японии, а студентка этого университета по обмену учится у нас, проводя много времени в нашем Центре прототипирования. В следующем году три наших студента уезжают учиться на физический факультет университета Федерико II в г. Неаполь, Италия. Соответственно, три итальянских студента приезжают к нам. Они заинтересованы в наших программах по теоретической и математической физике. Студенты кафедры клинической психологии бывают на практике в Германии. Вот только некоторые примеры.
Конечно, у наших студентов есть возможность пройти летнюю практику и на предприятиях Дубны (если говорить про головной вуз), таких как ОИЯИ, МКБ «Радуга», НПК «Дедал», в компаниях-резидентах ОЭЗ «Дубна»: «Аэрокосмические системы», «Роспартнер», «Технокомплект», и многих других. Список очень большой, чтобы перечислить все организации.
- Сколько студентов стали призерами всероссийских олимпиад в 2018 году? На конкурсах международного уровня?
- За девять месяцев 2018 года из 45 участников 19 человек стали призерами всероссийских олимпиад. Среди них XVI Всероссийская студенческая олимпиада по экологии и природопользованию, олимпиады по английскому языку и ряду других дисциплин: «Информатика», «Управление персоналом», «Компьютерные сети» (организаторы - Intel, Академия интеллектуального развития), «Уголовное право», «Экологическое право», предметная интернет-олимпиада по электротехнике и электронике, первая студенческая олимпиада «Я - профессионал» и другие.
- Какая обновляется кадровый состав? Набирают ли молодых преподавателей?
- В университете насчитывается более 1600 сотрудников. Из них - более 600 профессоров, 143 доктора наук, около 300 кандидатов наук. Каждый пятый преподаватель - до 35 лет. Главным образом на преподавательскую молодежь рассчитана наша кадровая программа повышения квалификации.
- Сколько студентов получают правительственные и президентские стипендии?
- По итогам 2018 года 44 студента получают именные стипендии губернатора Московской области, 14 человек получают стипендии Правительства Российской Федерации и 7 студентов получают стипендии Президента РФ.
- Какой процент выпускников имеют красный диплом?
- С красным дипломом выпускаются около 30% студентов. В этом году таких 290 человек, а общий выпуск студентов ступени высшего образования - 930 человек.
- Сколько айтишников в год выпускает университет? Какой процент ваших выпускников остается в Дубне?
- В этом году университет выпустил 292 студента по информационному направлению, примерно треть от выпуска. Большинство из них остается в Дубне: устраиваются работать в Объединенный институт ядерных исследований и компании-резиденты ОЭЗ. Некоторые уезжают работать в Москву или рассредоточиваются по компаниям соответствующего профиля в Дубне и других регионах.
Всего в этом году университет выпустил 246 магистров. Из них 130 человек остались работать в Дубне, 34 человека - уехали в Москву. В другие города Московской области - 13 человек. Столько же выпускников уехали работать за границу.
- Какой процент школьников Дубны поступают в университет «Дубна»? Сколько местных и приезжих учится в «Дубне» сегодня? Сколько иностранцев?
- Из Дубны в университет ежегодно поступает около 20% абитуриентов - порядка 80-100 человек. Остальные - приезжие. Хотя среди приезжих многие не являются жителями Подмосковья, абитуриенты из других регионов поступают в университет с намерением остаться работать в Дубне. Как показывает наш опыт, это так и происходит в большинстве случаев. Общее количество иностранных студентов в настоящий момент - 245 человек.
- В каком направлении планируется развивать университет в ближайшие 5 лет?
- Мы видим наше развитие по так называемой модели «университета третьего поколения». Образовательный процесс в таких вузах отличает междисциплинарный подход, а организационная структура характеризуется отсутствием межфакультетских барьеров. Ключевым моментом стратегии университетов третьего поколения является привлечение лучших абитуриентов и подготовка на их основе студенческой элиты.
Из конкретных шагов ближайшего времени - создание инженерно-физического института, кафедры цифровой экономики и управления, заочной инженерно-технической школы для учащихся старших классов.
Мы надеемся, что наши авангардные образовательные проекты, о которых я говорил выше, Международная инженерная школа, Школа аналитики больших данных, помогут «обкатать» новые технологии обучения и транслировать их в будущем на весь университет.